03.11.20

Погрузку осенью считают

Минувший октябрь оказался лучше прошлогоднего

По оперативным данным ОАО «РЖД», в октябре погрузка на сети составила 109,9 млн тонн, что на 0,3% больше, чем в октябре 2019 года. Абсолютный рост к аналогичному месяцу прошлого года произошёл впервые с начала 2020-го. Положительная динамика достигнута за счёт реализации нетарифных мер по привлечению грузов с альтернативных видов транспорта: расширения услуг и улучшения качества организации комплексного транспортно-логистического обслуживания, движения грузовых поездов по расписанию и упрощения доступа к железнодорожной инфраструктуре.

Основными драйверами роста погрузки в октябре стали зерно (3,2 млн тонн, +33,3% к октябрю 2019 года), кокс (1,1 млн тонн, +22,2%), лом (1,5 млн тонн, +15,4%), а также строительные материалы (11,9 млн тонн, +10,2%).

По словам генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, которые приводятся в пресс-релизе холдинга, наиболее пессимистические прогнозы предусматривали снижение погрузки в 2020 году на фоне пандемии на 15% и даже 30% по итогам 2020 года, однако в дальнейшем они не подтвердились, в том числе благодаря предпринятым компанией мерам.

«Мы уже сейчас видим по октябрю, что вышли по погрузке на уровень прошлого года и перешли в «зелёную зону». Полагаем, что этот тренд устойчивый и до конца года некоторые параметры по сравнению с прошлым годом будут превышены», – сказал он.

По оценкам Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», постепенного восстановления погрузки можно ожидать с IV квартала 2020 года, когда негативные последствия пандемии многими секторами экономики будут уже отчасти нивелированы.

Как ранее сообщил заместитель генерального директора – начальник ЦФТО ОАО «РЖД» Алексей Шило, до конца года прогнозируется сохранение большинства тенденций в объёмах перевозок грузов, наблюдаемых в январе – сентябре. «В условиях стабилизации экономической ситуации и наращивания финансирования дорожно-строительного сектора продолжится рост погрузки строительных грузов. Росту зерновых грузов будет способствовать увеличение валового сбора зерновых и зернобобовых культур, а также интенсификация уборочной кампании сельхозсезона-2020/21. При этом мы также отмечаем относительную стабилизацию и сокращение потерь в сегменте перевозок каменного угля. В частности, в IV квартале 2020 года ожидаются наращивание нашими экспортёрами поставок каменного угля в условиях роста котировок энергетического угля и снижение ставок фрахта», – сказал он.

Отметим, что в прошлом месяце погрузка каменного угля равна объёму аналогичного периода прошлого года – 32,7 млн тонн.

Начальник ЦФТО также добавил, что важным элементом для поиска новых точек роста является реализация нетарифных мер по привлечению грузов с альтернативных видов транспорта за счёт расширения услуг и улучшения качества организации комплексного транспортно-логистического обслуживания, организации движения грузовых поездов по расписанию и упрощения доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД».

«Среди наиболее перспективных сегментов рынка с точки зрения привлечения на железнодорожный транспорт мы рассматриваем сегмент продовольственных товаров», – заметил Алексей Шило.

По словам заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семёнкина, положительная динамика роста погрузки обеспечена в основном экспортной составляющей – экспортом угля, чёрных металлов, руды, минеральных удобрений, леса и зерна.

«Как только все негативные тенденции, связанные со снижением покупательной способности европейских и отдельных стран Юго-Восточной Азии, начинают действовать, это сказывается на экспортных возможностях наших отраслей, даже с учётом девальвации рубля. После восстановления мировой экономики сразу придёт и погрузка. Однако никто не знает, когда это случится, потому что пандемия снова разгорается. Везде, кроме стран Юго-Восточной Азии, мы видим рост заболеваемости и смертности и, как следствие, рост ограничений. Пока эпидемиологическая обстановка будет таковой, не стоит строить долгосрочные прогнозы, но очевидно, что эта ситуация сохранится и в 2021 году», – резюмировал эксперт.

Гудок