19.03.19

Порт Архангельск может стать ключевым на Севморпути

В порту «Архангельск» успешно пришвартовался атомный лихтеровоз «Севморпуть», пришедший за грузами для проекта «Арктик СПГ2». С экипажем судна встретились члены правительства области. Губернатор Игорь Орлов отметил, что заход «Севморпути» открывает перед архангельским портом широкие перспективы. «Это сигнал для судовладельцев, что архангельский морской порт способен успешно обрабатывать суда больших размеров, прокладывая дорогу для организации новых судозаходов», – заявил он. Специалист в области анализа грузовых потоков Софья Каткова убеждена, что федеральный центр должен повысить приоритетность архангельского порта, который может играть важную роль не только в арктических проектах России, но и в развитии международной торговли.

Члены правительства Архангельской области встретились с экипажем атомного лихтеровоза «Севморпуть», который пришвартовался в погрузочно-разгрузочном районе «Экономия» порта «Архангельск». Судно прибыло в Архангельск, чтобы забрать груз для месторождения «Утреннее» на Обской губе, разработка которого ведется в рамках проекта «Арктик СПГ2».

Длина лихтеровоза составляет 260 метров, его осадка – почти 12 метров. Заход судна такого класса в порт «Архангельск» местные специалисты называют историческим событием.

«Традиционно считалось, что порт «Архангельск» может принимать суда длиной максимум до 190 метров. Заход «Севморпути» принципиально расширяет возможности порта, открывает его для приема гораздо более крупных судов», – говорит представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Лев Левит. Он подчеркнул, что этот рейс экспериментальный, но позволит сформировать новые маршруты доставки грузов в порты арктического побережья России и привлечет в Арктику новые грузопотоки. «Фактически работа «Севморпути» в Архангельске знаменует начало реализации проекта глубоководного порта «Архангельск». Уже этот пробный рейс является вкладом региона в решение национально значимых задач доставки грузов для обустройства месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе», – сказал Левит.

Левит сообщил, что в 2018г. архангельский порт показал значительный рост грузооборота (с 3,9 до 4,3 млн тонн), а привлечение более крупных судов для перевозки крупных партий и негабаритных грузов позволит еще больше увеличить эти показатели. Кроме того, успешное проведение работ по разгрузке и погрузке «Севморпути» показало, что в порту созданы условия для работы с крупными и нестандартными грузами. «Лихтеровоз перевозит грузы для проекта «Арктик СПГ2» на Гыданском полуострове. Его приход прокладывает дорогу для прибытия других крупных судов в порт, подтверждая его значимость для открытия новых транспортных маршрутов в порты западной и восточной Арктики, а также Дальнего Востока. Дополнительно «Севморпуть» открывает для порта «Архангельск» возможность приема более крупных круизных лайнеров, что создает перспективы для развития арктического туризма», – считает Левит.

«Прибытие «Севморпути», безусловно, важнейшее событие для Архангельска, – заявил губернатор Архангельской области Игорь Орлов. – Город вновь подтверждает свой статус ключевого транспортного узла для снабжения Арктики крупногабаритными грузами. Перед нами открывается возможность накапливать крупные партии грузов для их отправки во все без исключения арктические территории. Это сигнал для судовладельцев, что архангельский морской порт способен успешно обрабатывать суда больших размеров, прокладывая дорогу для организации новых судозаходов», – сказал глава региона.

Успешный заход «Севморпути» в порт «Архангельск» обеспечила его предварительная проработка лоцманами «Росморпорта» и специалистами Крыловского государственного научного центра.

Начальник тренажерного комплекса Крыловского центра Александр Проняшкин рассказал «Клубу Регионов», что для отработки захода лихтеровоза совместно была создана математическая модель. «Мы смоделировали заход в разных условиях, в зависимости от ветра, течения, льда и так далее. «Покатались» на тренажере, выявили погодные ограничения, размеры судна и оптимальный состав буксирного ордера и выяснили, что при определенных условиях такая операция может быть безопасно выполнена», – рассказал специалист.

Проняшкин не исключает, что вслед за лихтеровозом «Севморпуть» порт «Архангельск» может принимать и крупные суда, включая круизные лайнеры. «Но это зависит от каждого конкретного судна, типа его двигательно-рулевой установки, погоды и так далее. Ну а вообще должен быть баланс безопасности и эффективности, особенно если мы говорим об интенсивном грузообороте – в этом случае бессмысленно ждать погоду по нескольку дней. Хотя для «Севморпути», который забирает сразу большой объем грузов, плюс-минус несколько дней – это незначительно», – поделился своим мнением эксперт.

Руководитель проектов крупного инжинирингового центра «Морское строительство и технологии» Софья Каткова, специализирующаяся на анализе грузовых потоков в порты, говорит о принципиальном значении порта «Архангельск» в морском бизнесе. По ее словам, сегодня архангельскому порту не хватает создания глубоководной зоны для принятия крупнотоннажных судов. Это требует проведения дноуглубительных работ, через которые прошли почти все современные крупные порты, за исключением Мурманска и Новороссийска, продолжает эксперт. Общая стоимость этих работ в порту Архангельска оценивается в 2 млрд руб. «Это просто копейки по сравнению с тратами на дноуглубление в других зонах. Эти траты вообще не должны обсуждаться», – убеждена Каткова.

За созданием глубоководной зоны последует увеличение заходов в порт «Архангельск» торговых судов, а за этим вырастет и товарооборот региона.

«Наши российские порты должны отвечать требованиям времени. И это должны быть не только порты Финского залива. Никто не умаляет значения Мурманска, но все остальные порты тоже должны развиваться. А у Архангельска есть огромное преимущество перед всеми остальными», – говорит Каткова. Так, она обратила внимание, что порт ориентирован на работу в Арктике: там строятся новые терминалы и ведется строительство судов. «Наверное, ни в одной точке страны такого прироста судов для работы в Арктике больше нет», – считает эксперт. При этом архангельский порт важен не только для развития арктических проектов. В числе его приоритетов – короткое железнодорожное плечо до Москвы, что открывает возможность наращивания контейнерных перевозок. «Когда начнет работать Северный морской путь, мы рассчитываем, что в порт «Архангельск» смогут заходить китайские контейнеровозы, для которых Архангельск будет открывать самый короткий путь в Москву», – говорит собеседница.

Каткова надеется, что успешный заход лихтеровоза «Севморпуть» должен стать последней каплей в критической массе различных аргументов, которые должны доказать федеральному центру необходимость развития и повышения приоритетности архангельского порта.

Добавим, «Севморпуть» должен покинуть порт к концу марта, а уже в апреле запланировано его возвращение за очередной партией грузов для месторождения на Обской губе.

Клуб регионов