15.03.06

Портовые зоны в России будут создаваться сроком на 49 лет

Портовые зоны в России будут создаваться сроком на 49 лет в отличие от промышленно-производственных и технико-недренческих ОЭЗ, срок работы которых ограничен 20 годами.

Об этом рассказал глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Юрий Жданов. Новые зоны планируется создать на территории международных морских грузовых портов. По словам господина Жданова, законопроект о создании портовых зон в настоящее время находится на согласовании в Минфине. Предполагается создание 3 - 5 портовых особых экономических зон, одна из которых будет в Усть-Луге на Балтике. В Минтрансе между тем говорят о том, что, возможно, зон будет больше и под них отдадут 5 - 6 портов. Какие именно, будут определять на конкурсной основе.

Как рассказала пресс-секретарь РосОЭЗ Ирина Волина, увеличение срока существования "морских" зон связано с тем, что портовым зонам для того, чтобы выйти на прибыль, требуется гораздо больше времени, чем два десятка лет. А по словам господина Жданова, много средств уходит прежде всего на создание инфраструктуры, необходимой для функционирования зоны. Поэтому в законопроекте говорится о том, чтобы резидентам портовых зон были предоставлены льготы на ввоз дорогостоящего портового оборудования.

По словам руководителя РосОЭЗ, в документе предусмотрены не столько налоговые, сколько таможенные льготы. К примеру, в портовые ОЭЗ беспошлинно можно будет ввозить оборудование для ремонта и оснащения судов, стройматериалы. Начальник пресс-службы ФГУП "Росморпорт" Рафаил Бикмухамедов согласен с позицией чиновников. По его мнению, более продолжительный срок выгоден прежде всего для инвесторов.

Не случайно именно стивидоры в портах, по существу, выступили инициаторами увеличения этого срока, подчеркнул он. - Чем больше период работы зоны, тем меньше финансовых и юридических рисков как для инвесторов, так и для администрации порта, - считает аналитик "Тройки-диалог" Александр Котиков. - Кроме того, стабильная, прогнозируемая ситуация в этой сфере способствует планомерному увеличению грузопотоков.

По словам Ирины Волиной, после всех согласований законопроект будет представлен в правительство. Однако чиновники уже заглядывают дальше и останавливаться на достигнутом не собираются. Так, по словам заместителя министра транспорта Александра Мишарина, в дальнейшем все российские порты целесообразно превратить в портовые зоны. Только в этом случае, по мнению замминистра, они смогут конкурировать с иностранными.

Согласно статистике, в России 40 морских торговых портов. В 2005 году грузооборот в портах составил 408 миллионов тонн, а доля обработки отечественных грузов вне России в прошлом году сократилась с 20 до 15 процентов.

"Гудок"