10.08.07

Порты кладут деньги в контейнеры

До 2010 года в развитие контейнерных терминалов Украина надеется привлечь EUR 72,3 млн. Приоритетными для развития этого сектора морского хозяйства были выбраны Херсонский, Ильичевский и Бердянский морские торговые порты

Проекты именно этих предприятий Минэкономики включило в государственную Программу экономического и социального развития Украины на 2008 г. Эта программа, в свою очередь, является приложением к плану сотрудничества правительства Украины и Европейского банка реконструкции и развития.

Как объяснили «i» в Минтрансе, почти все морские торговые порты подали на рассмотрение в ведомство свои проекты развития, которые предполагали разные объемы работ по реконструкции и строительству новых объектов и разные потребности в финансировании. Все эти документы Минтранс отправил на утверждение в Минэкономики. Это министерство, в свою очередь, отобрало наиболее привлекательные с финансовой точки зрения инвестиционные проекты. Ими стали программы по развитию Херсонского, Ильичевского и Бердянского МТП. Согласно предпроектному технико-экономическому обоснованию, Херсонский порт требует инвестиций в размере EUR 26,9 млн, Ильичевский — EUR 32 млн и Бердянский — EUR 16,7 млн. Проект и его ТЭО для портов разрабатывал Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта «ЧерноморНИИпроект». В самих портах предполагают, что именно четкое экономическое обоснование проектов и послужило решающим фактором в отборе этих предприятий Минэкономики и ЕБРР для включения в государственную программу. На основании разработанных документов, согласно соглашению с ЕБРР, правительство должно утвердить проекты портовой отрасли до конца текущего года .

Наиболее привлекательной частью портовой инфраструктуры с точки зрения инвестиций сегодня являются контейнерные терминалы. Основные кредитные средства, заложенные в программы развития, порты планируют направить именно в этот сектор. В Бердянском порту, например, деньги будут потрачены на строительство нового причала, который будет пригодным для механизированных комплексов по обработке контейнеров. По словам заместителя начальника порта по экономике и развитию Анатолия Поплавского, если сегодня порт перерабатывает не более 100 контейнеров в месяц, то с новым причалом его возможности возрастут до 30 тыс. контейнеров в год.

На привлечение ресурсов ЕБРР надеются и в Херсонском порту. По словам начальника порта Андрея Егорова, к 2010 г. в Херсонском МТП также появится контейнерный терминал мощностью 50-70 тыс. контейнеров в год. Однако препятствием для развития портовики Херсона называют нехватку площадей. Поэтому, согласно генеральному плану развития порта, новое строительство будет сосредоточено на левом берегу Днепра. Для освоения этих территорий порт запроектировал строительство железнодорожной ветки протяженностью 12,5 км. Часть кредитных средств будет потрачена на эти цели.

Самые амбициозные планы у Ильичевского МТП – до 2015 г. порт надеется стать транзитным узлом по перевалке контейнеров, при этом его мощности составят 3,5 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. Для сравнения — суммарная мощность контейнерных терминалов всех портов Украины сегодня составляет около 900 тыс TEU в год. С ЕБРР у порта уже налажено сотрудничество — весной совет директоров банка утвердил проект кредитного соглашения на EUR26 млн. По словам начальника отдела развития и инвестиций Ильичевского порта Георгия Токмана, эти средства используются на реконструкцию причалов 7, 8 и 9. Для наращивания мощностей по переработке контейнеров порт собирается за кредитные средства также реконструировать 2-й,10-й, 19-й и 20-й причалы.

Экономика; 10.08.07