16.02.09

Порты не заметили кризис

Грузооборот российских портов вырос в январе на 7,5%

На фоне снижения объемов грузооборота на большинстве видов транспорта российские порты неожиданно заявили о росте производственных показателей. По данным Ассоциации морских торговых портов России (АСОП), в январе грузооборот отечественных портов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,5%, до 36,7 млн т. Однако в феврале портовики вновь ждут снижения. Эксперты предрекают падение в течение всего первого квартала.

По данным АСОП, грузооборот российских портов в январе 2009 года к январю 2008 года вырос на 2,56 млн т (+7,5%), до 36,7 млн т. При этом количество переработанных сухих грузов сократилось на 5,1%, до 12,7 млн т, а наливных грузов — увеличилось на 15,6%, до 24 млн т. В ассоциации указывают, что падение грузооборота сухих грузов произошло за счет сокращения перевалки импорта: грузы в контейнерах просели на 42,1%, до 0,8 млн т, генеральные грузы — на 38,9%, до 0,47 млн т, сахар — на 80%, до 35 тыс. т. «Импорт упал в том числе из-за роста курсовой разницы, — говорит гендиректор АСОП Александр Шиманский. — Общую картину января нам вытянули уголь и нефть». Г-н Шиманский предполагает, что в феврале возможно некоторое снижение объемов перевалки.

О сложной ситуации в секторе импорта в контейнерах говорят и перевозчики, сетуя на сокращение потребительского спроса. В группе FESCO отмечают снижение на Дальнем Востоке, часть контейнерного грузооборота которого перешла на Балтику из-за обвального падения стоимости перевозки океанскими линиями. «Однако сейчас мы видим и рост контейнерного экспорта, чего, кстати, давно не было. Связано это в том числе и с падением курса рубля», — говорят в FESCO. Источник на рынке рассказал РБК daily, что сегодня существует практика, когда грузоотправителям предлагается фактически бесплатно перевезти контейнеры морем, оплачивая только стоимость топлива, дабы избежать простоев судов.

Географически «в полный плюс» в январе сработали только операторы Южного бассейна, увеличив грузооборот на 23,6%, до 14 млн т, из которых 3,8 млн т сухих грузов (+23,3%) и 10,2 млн т налива (+23,7%). Порты северо-запада, в общем увеличив перевалку на 1,5%, до 17 млн т, сократили грузооборот сухих грузов на 11,7%, до 5,4 млн т, увеличив налив на 9,1%, до 11,6 млн т. Дальний Восток уменьшил объемы перевалки на 5,9%, до 5,7 млн т, из которых на 16,7%, до 3,5 млн т, сократились сухогрузы и на 17,5%, до 2,3 млн т, вырос налив.

Завлабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин, впрочем, предостерегает от поспешных прогнозов, указывая, что январь не показательный месяц. «Как правило, в январе идет работа по еще прошлогодним контрактам», — говорит г-н Щербанин. Он добавляет, что в феврале объемам отгрузки может помочь экспорт нефти (в основном это Северо-Западный бассейн), на Южный бассейн могут пойти большие объемы зерна. Значительно просели металлы, автоперевозки, продовольствие, строительный сектор. Надежда Малышева из PortNews добавляет, что в январе увеличилась перевалка угля через Балтику в страны Европы. Кроме этого, теплая зима автоматически приведет к избытку мазута, который также может быть вывезен на экспорт.

РБК daily; 16.02.09