15.02.21

Посол РФ объяснил, почему в латвийских портах пропали российские грузы

В портах Латвии за весь 2020 год было перевалено чуть более 44,9 млн. тонн грузов, что на 28% меньше, чем в 2019 году. Резкое снижение российского транзита – это политика или экономика? Это – необъявленные санкции против Латвии или протекционизм, направленный в пользу портов РФ?

Вот, что в интервью латвийской газете «СЕГОДНЯ» рассказал посол РФ в Латвии Евгений Лукьянов:

– Переориентация нашего экспортного грузопотока на портовые комплексы российского Северо-Запада является частью стратегической программы развития отечественной транспортной отрасли. Подобная политика нацелена, в первую очередь, на создание у себя дополнительных рабочих мест, появление новых источников дохода для федерального и регионального бюджетов.

Кроме того, данный принцип позволяет гарантировать транспортную безопасность нашего экспорта и не зависеть от геополитической конъюнктуры, вводимых кем-то искусственных ограничений, санкций и прочих нечистоплотных приемов обыкновенной торговой войны, развязанной в отношении России давно, но активизировавшейся в последние годы.

При этом решение о создании в той же Ленинградской области портовых мощностей было принято отнюдь не сегодня и никак не связано с текущим положением дел в российско-латвийских отношениях - угольный терминал в Усть-Луге был открыт еще в 2001 году, после чего портовый комплекс лишь наращивал свои мощности. В минувшем, откровенно непростом году его грузооборот превысил 100 млн. тонн, практически избежав какого-либо кризисного снижения (минус 1-3 %). Хорошая статистика наблюдается и у портов Санкт-Петербурга, Приморска, Высоцка. Кроме того, уже строятся или проектируются дополнительные комплексы в Ленинградской и Мурманской областях.

Стоит еще раз подчеркнуть, что переориентация отечественной логистики на собственные морские гавани – вопрос, в первую очередь, экономический. Часть грузопотока все-равно, вероятно, будет проходить через Латвию, поскольку товарная номенклатура российского экспорта весьма разнообразна и не все грузы выгодно или удобно направлять через ту же Усть-Лугу или Высоцк, да и не всегда имеются свободные узкоспециализированные терминалы для хранения и перевалки малых партий отдельных видов сырья либо материалов.

Для справки: В общей сложности в портах Латвии за весь 2020 год было перевалено чуть более 44,9 млн. тонн грузов, что на 28% меньше, чем в 2019 году, свидетельствуют данные Минсообщения.

Больше всего в прошлом году наши гавани обслужили сыпучих грузов — 21,2 млн. тонн (-39,3%), в том числе перевалка угля составила 3,4 млн. тонн (-79,6%), зерна и зерновых продуктов — 6,2 млн. тонн (+12,8%), щепы — чуть более 2 млн. тонн (+0,5%), химических грузов — 1,8 млн. тонн (-21,6%).

Наливных грузов перевалено 11,6 млн. тонн (-19,9%). Большую их часть составили нефтепродукты — 10,9 млн. тонн (-20,2%). Объем обслуженных генеральных грузов в прошлом году составил 12,03 млн. тонн (-6,4%), в том числе контейнерных грузов перевалено 4,6 млн. тонн (-4,1%), лесоматериалов — 3,7 млн. тонн (-8,1%), грузов типа Ro-Ro — 3,08 млн. тонн (-9,7%).

По грузообороту лидировал Рижский порт — почти 23,7 млн. тонн, что на 27,7% меньше, чем годом ранее. В Вентспилсском порту перевалено 12,9 млн. тонн грузов (-36,9%), в Лиепайском порту — 6,6 млн. тонн (-10%).

Напомним, что в 2019 году в портах Латвии было перевалено 62,3 млн. тонн грузов. Это было на 5,7% меньше, чем в 2018 году.

Baltijas Balss