Преимущество своего маркетплейса
Минпромторг хочет поддержать российские площадки.
Минпромторг предлагает субсидировать затраты маркетплейсов на логистику, чтобы поддержать через них экспорт продукции российских поставщиков. Для этого чиновники предлагают выделить 1,5 млрд руб. на три года, но только маркетплейсам без иностранного участия. Таким образом Ozon, «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия» не смогут претендовать на субсидии, в отличие от Wildberries, указывают эксперты. По их мнению, в поддержке нуждаются скорее мелкие поставщики таких площадок.
Минпромторг разработал проект постановления правительства (есть у “Ъ”), в котором предлагает субсидировать затраты российских маркетплейсов на логистику и хранение товаров. Документ был направлен крупнейшим участникам рынка, сказал знакомый с разработкой источник “Ъ”.
Как следует из документа, на субсидии маркетплейсам в 2021–2023 годах может быть направлено 1,5 млрд руб.— по 500 млн руб. ежегодно, они имеют «принципиальное значение для повышения спроса на конкурентоспособную отечественную продукцию». Список инициатив для господдержки формируют маркетплейсы Wildberries, Ozon, «Беру» (теперь — «Яндекс.Маркет») и др., сказано в документе. Для получателей субсидий предусмотрены ограничения: они недоступны маркетплейсам, управляемым иностранным юрлицом (или в уставном капитале которых есть иностранные владельцы). Такими являются Ozon, «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия». В Минпромторге не ответили на запрос.
Российские маркетплейсы почти не торгуют отечественными товарами за рубеж. Год назад их продажу на внешних рынках запустил AliExpress, а Wildberries предлагает отечественный ассортимент в странах присутствия (преимущественно СНГ).
На экспорте из России исторически специализируется лишь американский eBay.
Предлагаемые меры похожи на поддержку от столичной мэрии. Весной Москва объявила о предоставлении поставщикам, работающим через маркетплейсы и сервисы доставки еды, субсидий в размере до 700 тыс. руб.
Оборот российского рынка электронной торговли в 2020 году в первом полугодии вырос на 50%, до 1,42 трлн руб., оценивала «Infoline-Аналитика». Крупнейшие маркетплейсы — Ozon и Wildberries — во втором квартале нарастили оборот на рекордные 188% и 123% соответственно (см. “Ъ” от 23 октября). Объем розничного товарного онлайн-экспорта из России по итогам прошлого года мог составить $817 млн против $746 млн годом ранее, сообщали в совместном исследовании Data Insight и eBay (прогнозные данные по результатам трех кварталов прошлого года).
«Яндекс.Маркет» уже изучает предложение Минпромторга, оно «может быть интересно», сообщили в компании.
По мнению президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александра Иванова, субсидии имело бы смысл давать производителям, а не самим площадкам.
«Ограничение иностранного участия в маркетплейсах указывает на то, что инициатива создавалась исключительно ради Wildberries (целиком принадлежит супругам Бакальчук.— “Ъ”)»,— категоричен эксперт. «Едва ли не единственным возможным получателем этой субсидии остается Wildberries. Вопрос о справедливости такой адресной поддержки крупного частного бизнеса вместо помощи малому бизнесу остается открытым»,— сетует еще один собеседник “Ъ” на рынке e-commerce.
Важно поддерживать субъектов малого и среднего бизнеса, которые несут основные расходы при производстве, доставке и продвижении товаров, соглашаются в пресс-службе «AliExpress Россия». Основной потенциал экспорта — в странах Западной Европы, США, Азии, а доступа к этой аудитории у российских площадок нет, отмечает гендиректор eBay на глобальных рынках Илья Кретов. Важной мерой он называет необходимость упрощения таможенных процедур при розничном экспорте товаров юрлицами.
Крупнейшие маркетплейсы России
|