14.10.16

Президент СК «Арсеналъ» рассказал, почему Россия уходит от МДП

Возглавляющий отечественную компанию «Арсеналъ» Сергей Лобанов ответил согласием на приглашение в редакцию популярного издания «Дни.ру». Мотивацией приглашения стало намерение журналистов получить экспертный комментарий по теме создания в Российской Федерации собственной гарантийной системы обеспечения проезда грузов по своей территории. Интересно то, что именно «Арсеналъ» выступает оператором разработки и внедрения этой системы, работа над которой стартовала в 2013 году аккурат после появления информации о том, что Россия «помахала ручкой» МДП. Именно поэтому вполне объяснимо желание «Дней.ру» пообщаться именно с Сергеем Лобановым, человеком, который способен ответить на любой вопрос, связанный с вышеозначенной системой. А она, ни много ни мало — составная часть программы по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Для начала следует пояснить, в чем заключается суть транзитных грузоперевозок. Смысл в том, что они традиционно сопровождаются значительными рисками, как для владельца груза и выполняющего для него работу перевозчика, так и для государства, по территории которого пролегает маршрут следования фуры. Дело в том, что по пересечении границы, водителю не требуется уплачивать таможенную пошлину прямо на КПП. Для осуществления этой операции ему следует направиться на временный склад, а он может находиться как близко с контрольно-пропускным пунктов, так и на значительном расстоянии от него. Нередки случаи, когда по дороге к временному складу с грузовиком что-то происходит, и товар в итоге оказывается в свободном обороте. Убытки несут все — от владельца и перевозчика до государства, чей бюджет недополучает выплаты от транзитных грузоперевозок. С подобного рода случаями и была призвана вышеозначенная система МДП (о ней ниже), да и другие, локальные механизмы гарантий таможенных выплат, у каждого из которых есть как достоинства, так и недостатки. Не являются исключением и страны Таможенного союза (Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия). В них функционирует ряд механизмов, которые выступают страховкой от вышеозначенного развития событий — денежный залог, банковская гарантия, поручительство или залог какого-либо имущества на территории России.

Как сообщил глава СК «Арсеналь», после внедрения новая система полностью заменит как на территории России, так и в границах ТС функционирующую уже длительное время в Европе систему международных дорожных перевозок (МДП, или TIR). Штаб-квартира ее оператора базируется в городе Женева (Швейцария).

Как пояснил гость редакции, технически МДП уже давно устарела. Работавшие по ее правилам страны не раз недополучали средства от таможенных платежей в силу недобросовестного поведения некоторых перевозчиков. Последние занижали величину вышеозначенных платежей, пользуясь тем фактом, что в «книжках» МДП не указывались данные о декларируемой стоимости перевозимого товара. Может быть, именно поэтому в 2013 году некоторые переводчики так близко к сердцу восприняли новость об отказе от МДП и акцентировании усилий на создании собственной системы?

К тому же вопросом повышенной важности является обеспечение национальной безопасности страны, что, безусловно, оказывает свое влияние на грузоперевозки. Как уже было сказано выше, оператор, контролирующий работу МДП, «прописан» в Швейцарии. Логическая цепочка очень простая: Швейцария-Евросоюз-санкции. Не секрет, что в последнее время отношения между ЕС и Российской Федерацией сложно назвать добрососедскими. И от геополитики сложно отмахнуться как от назойливой мухи даже в разговоре о транзитных грузоперевозках. Ведь какие полномочия у оператора МДП? Он днями и ночами осуществляет мониторинг и сохраняет данные о всех перевозчиках из России, составе их грузов, маршруте, пунктах назначения. А если речь идет о доставке грузов военного и специального назначения? Именно поэтому в РФ озаботились оперативным решением вопроса по созданию собственной системы гарантий международных грузоперевозок. Да и сложно забыть свежий пример с актом проявления недружественной воли со стороны Запада, когда в ответ на Крымский референдум о присоединении к Российской Федерации на полуострове были запрещены операции с платежными картами VISA и MasterCard. Урок был усвоен — в России создается собственная платежная система. А в случае с МДП просто решили сыграть на опережение, ведь любая зависимость от «западных партнеров» в нынешних геополитических условиях обещает неопределенность будущего.

Именно поэтому в России была инициирована разработка собственной системы гарантий грузоперевозок. Страховой компанией «Арсеналъ» был заключен договор с ФТС России по таможенному поручительству. Как отметил Сергей Лобанов, только их компании удалось выполнить все инфраструктурные требования, а также предоставить банковские гарантии. Другим поручителям на рынке не удалось выполнить условия в полном объеме. Посему в настоящее время именно СК «Арсеналъ» занимается разработкой и внедрением новой системы гарантий грузоперевозок.

По словам Сергея Лобанова, новая система будет предусматривать единое транзитное пространство со странами, входящими в Таможенный союз. Интерес к новой системе уже проявил ряд сопредельных с РФ государств. Глава СК «Арсеналъ» выразил уверенность, что внедрение системы на межгосударственном уровне обеспечит единое транзитное пространство для ТС, увеличит грузооборот и поступления в бюджет союза. Плюсы очевидны и непосредственно для России. Так, транзитное государство получит необходимые гарантии таможенных выплат, а перевозчики сумеют сократить сроки своего перемещения от границы к границе.

По словам Сергея Лобанова, выступающая поручителем по таможенному транзиту компания вынуждена сталкиваться с серьезными рисками. И это вполне объяснимо, ведь ей приходится нести ответственность за каждый груз, доставляемый, как сушей, так и морем. В случае форс-мажорных обстоятельств, препятствующих доставке товара на временный склад, таможенная служба оперативно списывает сумму пошлины со счета компании-поручителя. В данном случае, СК «Арсеналъ».

Новые Ведомости