29.11.06

Присоединение к ВТО изменит грузопотоки

Присоединение России к ВТО приведет к выравниванию железнодорожных тарифов на перевозку грузов в направлении российских портов и погранпереходов (то есть к портам других стран). В результате очередной индексации тарифов - она произойдет с нового года - российские порты лишатся еще части тарифного преимущества. Эксперты прогнозируют переориентацию части экспортных сырьевых грузопотоков на порты стран СНГ и Балтии, а также приход в порты этих республик российских инвесторов.

В декабре правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) утвердит тарифы на железнодорожные перевозки на 2007 год. Как стало известно "Бизнесу", согласно документам, готовящимся к заседанию правления, грузоперевозки в адрес российских портов подорожают еще на 10,7%. При этом тарифы на перевозку грузов в направлении пограничных переходов останутся без изменения. Согласно прогнозам ФСТ, в 2008 году тарифы будут проиндексированы еще на 8,8%. В итоге, по подсчетам службы, к 2009 году перевозка грузов в направлении портов будет дешевле лишь на 12%.

Вдальнейшем и эта разница сократится, а затем и вовсе будет сведена к нулю - это одно из условий присоединения России к ВТО.

"Мы постепенно будем выравнивать тарифы через сухопутные границы и порты. Таким образом, наши порты будут поставлены в общее конкурентное пространство",- заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Первый этап обещанной российскими властями индексации прошел с 1 января 2005 года. Тарифы на железнодорожные перевозки в направлении портов подорожали на 12,5%, а стоимость перевозки грузов через пограничные переходы осталась без изменения.

Утрата преимущества

Новая тарифная политика сразу же вызвала бурный протест со стороны отечественных портов, опасавшихся обратной переориентации грузопотоков из российских портов на иностранные, в том числе на северозападе и юге. По итогам 2005 года отечественные порты не почувствовали спада грузооборота. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в сравнении с 2004 годом грузооборот вырос на 11,8%, почти до 407 млн т. При этом наибольшую динамику роста в 2005-м продемонстрировали порты Северо-Западного бассейна, переработавшие более 178,4 млн т (прирост 17,9%).

Не столь успешным для портов будет 2006 год, в котором тарифы на перевозки грузов в направлении портов индексировались дважды: с 1 января они выросли на 12,8%, а с 1 августа - еще на 5,4%. В начале года АСОП прогнозировала, что грузооборот портов России в 2006 году увеличится на 8% по сравнению с 2005-м, до 440 млн т. Но данные за десять месяцев говорят о том, что этот прогноз вряд ли сбудется. В январе-октябре 2006 года морские порты увеличили переработку грузов по сравнению с аналогичным периодом 2005-го только на 3%, до 348 млн т.

Переориентация на СНГ и Балтию

Дальнейшее выравнивание тарифов будет способствовать переориентации экспортных сырьевых грузопотоков из российских портов в порты стран СНГ и Балтии, уверен руководитель представительства порта Гамбурга в России Дмитрий Васильев. Кроме того, отмечает он, у иностранных портов есть еще одно преимущество: экспортер, перевозящий груз в направлении Балтии или стран СНГ, может сразу же возмещать НДС.

Выравнивание тарифов также окажется на руку российским сырьевым компаниям, покупающим или строящим терминалы в иностранных портах. При этом очевидно, что экспортеры, имеющие в российских портах собственные терминалы, не станут перенаправлять свои грузопотоки в заграничные порты.

Таким образом, оставшись без ценового преимущества перед зарубежными портами, российские порты будут искать другие возможности удержать отечественного экспортера. Годы преференций дали портам возможность увеличить инвестиции в инфраструктуру: в 2005 году они составили 12,8 млрд руб., в 2006-м - 20,7 млрд руб.

"Отечественным портам можно сохранить экспортные потоки, ускорив погрузку, улучшив сервис, а также обеспечив себя долгосрочными контрактами",- считает Васильев. По его мнению, МЭРТ и Минтранс также могут найти рычаги, чтобы в экспортных схемах грузоотправителей сохранился приоритет за отечественной транспортной системой - таможенное и налоговое регулирование.

льгота от аксененко Железнодорожные тарифы на перевозку грузов в направлении портов сегодня в полтора раза ниже тарифов на перевозку грузов до пограничных переходов, через которые грузы попадают в заграничные порты. Эту преференцию российские порты получили 1 августа 2001 года еще от министра путей сообщения Николая Аксененко. В результате российские экспортные грузы переориентировались на отечественные порты. Так, например, уже к концу 2001 года Эстония объявила о том, что тарифная политика российской стороны наносит ущерб эстонскому транзиту, который на тот момент составлял примерно 75% грузоперевозок Эстонии и вместе со смежными отраслями давал около 20% ВВП республики.

Бизнес b-online.ru 29.11.06