11.12.06

Проблемная сфера валютных операций

Сфера валютных операций тесно связана с практикой взаимодействия российских фирм с их зарубежными партнерами. Представляется интересной и в некоторых отношениях типичной ситуация, когда российская компания в рамках договоров, заключенных с нерезидентом, оказывает услуги или реализует в пользу нерезидента (иностранного юридического лица или представительства иностранного юридического лица) товары. При этом оказание услуг и реализация товаров происходит на территории Российской Федерации.

В связи с необходимостью проведения зачетов взаимных требований по договорам между компанией и нерезидентами интересно рассмотреть вопрос о допустимости в соответствии с требованиями валютного законодательства РФ проведения взаимозачетов в рамках описанной выше ситуации.

Анализ действующего законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле и судебную практику приводит к следующим выводам:

- согласно нормам валютного законодательства Компания не вправе производить зачет взаимных требований по сделкам с нерезидентами, предметом которых является осуществление услуг на территории РФ.

- согласно нормам валютного законодательства Компания вправе произвести зачет взаимных требований в рамках контрактов с нерезидентами, предметом которых является реализация товаров на территории РФ.

Оказание услуг

В соответствии с требованиями валютного законодательства РФ, на резидентов возложена обязанность по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках валютной выручки (иностранной валюты и валюты РФ) за переданные нерезидентам товары и оказанные нерезидентам услуги (Пп. 1 п.1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. 173 - ФЗ). При этом такая обязанность для резидентов возникает только при осуществления ими внешнеторговой деятельности в рамках внешнеторговых договоров (Абз. 1 п. 1 ст. 19 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Валютным законодательством РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках валютную выручку (П. 2 ст. 19 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). К таким случаям в отношении проведения зачетов встречных требований относятся:

- проведение зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам;

- проведение зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам;

- проведение зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Иных случаев, позволяющих резиденту не зачислять на свои банковские счета валютную выручку при проведении зачета встречных требований, валютное законодательство не допускает (Постановление ФАС СЗО от 06.09.2004 г. по делу А56-39343/03).

Следует обратить особое внимание на то, что обязанность резидента по зачислению на счета в уполномоченных банках валютной выручки, а также обстоятельства, исключающие такую обязанность и установленные Законом, распространяются только на внешнеторговую деятельность (Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 г. 164-ФЗ).

В случае, если деятельность компании не носит характер внешнеторговой и соответственно договор между резидентом и нерезидентом не приобретает статуса внешнеторгового, то проведение такой операции не будет попадать под действие статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и зачет встречных требований будет осуществляться без ограничений, установленных валютным законодательством.

В рассматриваемом случае деятельность по оказанию резидентом нерезиденту услуг на территории РФ является внешнеторговой. При этом мы исходим из следующих положений законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности:

- под внешнеторговой деятельностью понимается "...деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами ..." (Пп. 4 ст. 2 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

- под внешней торговлей услугами понимается оказание услуг, включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг и осуществляемое способами (Пп. 8 ст. 2 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), в том числе на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг (Пп. 3 п. 1 ст. 2 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

Таким образом, деятельность по оказанию услуг на территории РФ резидентом нерезиденту в соответствии с требованиями Федерального закона признается внешнеторговой, следовательно, договор, заключенный между резидентом и нерезидентом на оказание таких услуг приобретает статус внешнеторгового. Факт того, что оказание услуг резидентом нерезиденту на территории РФ является внешнеторговой деятельностью, также подтверждается судебной практикой: постановление Правительства РФ от 25.05.2006 . по делу Ф04-2962/2006(22729 -А03-23).

Как было указано выше, на резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности в рамках внешнеторговых договоров возложена обязанность по зачислению на свои банковские счета в уполномоченных банках валютной выручки (иностранной валюты или валюты Российской Федерации). Таким образом, возможность проведения взаимозачета, в соответствии с нормами валютного законодательства при оказании резидентом нерезиденту услуг на территории РФ не предусматривается. Исключения составляют три случая, указанные выше.

Кроме того, для осуществления расчетов по договорам на оказание услуг, заключенным между резидентами и нерезидентами, установлено требование об открытии паспорта сделки (Пп. 3.1.1 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 г. 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"). За несоблюдение требований законодательства о зачислении на свои счета в уполномоченных банках валютной выручки Компания может быть привлечена к административной и уголовной ответственности, за несоблюдение требований законодательства об оформлении паспортов сделок - к административной ответственности.

Административная ответственность:

1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (Часть4 ст. 15.25 КоАП РФ).

2. Несоблюдение установленных единых правил оформления паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (часть 6 ст.15.25 КоАП РФ) Уголовная ответственность:

Невозвращение в крупном размере (Деяние, предусмотренное ст. 193 УК РФ, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Реализация товаров

Как говорилось выше, невозможность проведения зачета встречных требований обусловлена осуществлением резидентом внешнеторговой деятельности.

При реализации на территории РФ резидентом нерезиденту товаров, не предназначенных для вывоза за пределы таможенной территории РФ, внешнеторговой деятельности не возникает. В связи с чем у резидента не возникает обязанности по возврату валютной выручки и открытию паспорта сделки.

Наша позиция об отсутствии обязанности по репатриации валютной выручки основана на положениях законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и сложившейся судебной практике, а именно:

- внешняя торговля товарами - это импорт и/или экспорт таких товаров (Пп. 7 ст. 2 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности");

- под экспортом товаров понимается вывоз товаров с таможенной территории РФ без обязательства об их обратном ввозе. При этом экспорт товаров предполагает фактическое пересечение товарами таможенной границы.

Таким образом, для квалификации договора купли-продажи товара как внешнеторгового одним из основных параметров является пересечение товарами таможенной границы РФ в соответствии с этим договором (Постановление ФАС СЗО от 22.07.2002 г. по делу А56-1414/02).

Мы исходили из того, что реализация товаров нерезиденту происходит на территории РФ. В такой ситуации для квалификации такого договора как внутреннего (не внешнеторгового), а также во избежание риска наступления неблагоприятных последствий с точки зрения несоблюдения требований валютного законодательства, необходимо установить отсутствие намерения сторон договора вывозить товар с таможенной территории РФ в соответствии с этим договором. Это обусловлено тем, что если в соответствии с условиями договора право собственности на товар переходит на территории РФ, однако из договора прямо следует, что нерезидент закупает эти товары для последующего экспорта, то такой договор будет квалифицироваться органами и агентами валютного контроля как внешнеторговый.

В случае если в договоре отсутствуют признаки внешнеторговой деятельности, но товар фактически был вывезен за пределы таможенной территории РФ, то в этом случае существует риск предъявления претензий со стороны органов и агентов валютного контроля. Однако такие претензии будут обоснованы только в том случае, если контролирующие органы смогут доказать, что резидент на момент совершения сделки знал о предназначении товара для вывоза из Российской Федерации в соответствии с заключенным договором. Риск возникновения таких неблагоприятных последствий существует, но его можно рассматривать как отдаленный.

При потреблении товаров на территории РФ, реализуемых резидентом нерезиденту, обязанности по возврату валютной выручки не возникает, взаимозачет может производиться без ограничений, установленных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Практика

Приведенные выше выводы основаны на анализе законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, а также судебной практике. Однако известно, что банковская практика складывается иным образом: в частности банки закрывают паспорта сделок, оформленные по внешнеторговым контрактам, в том числе в случае прекращения обязательств по договору путем проведения зачета встречных требований. При этом при оформлении резидентом справки о подтверждающих документах в графе 2 справки "код вида документа" проставляется код - 14 "документы, подтверждающие факт исполнения обязательств иным способом, за исключением получения и передачи векселя" и представляются документы, подтверждающие проведение зачета встречных требований.

Указанная практика, по нашему мнению, не основана на нормах федерального законодательства РФ и может противоречить ему, так как при осуществлении внешнеторговой деятельности Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент может не зачислять валютную выручку по внешнеторговому контракту в связи с проведением зачета встречных требований. Иное толкование закона является расширительным, а издаваемые Центральным банком РФ индивидуальные письма, разъясняющие порядок применения валютного законодательства, не являются нормативными актами и могут применяться только к конкретной, рассмотренной ЦБ РФ ситуации.

Елена БЕЛОЗЕРОВА, юридическая компания "Пепеляев, Гольцбалт и партнеры"

Журнал "Таможня"