03.12.10

Проблемы на таможнях Санкт-Петербурга перемещаются к соседям

Несмотря на принятые ФТС России меры в связи с переносом таможенного поста «Южный» в Санкт-Петербурге на новый терминал аффилированной с таможней компании РОСТЭК, предновогодних проблем городу избежать не удалось. Новый терминал 2 декабря обследовали представители правительства города, пробки на юге Санкт-Петербурга вернулись, а очередь на въезд в Россию из Финляндии грузовиков днем 3 декабря растянулась на КПП «Торфяновка» на 8,5 км.

Как и предполагал “Ъ”, решение ФТС переместить пост «Южный» Санкт-Петербургской таможни на подконтрольный ведомству терминала «РОСТЭК-Северо-Запад» вызвало автомобильные заторы на границе России и Финляндии. По словам водителей-дальнобойщиков, стоящих на финской территории перед переходом Ваалимаа—Торфяновка, на 14.00 сегодняшнего дня «елка» на финской территории (стоянка большегрузных автомобилей, 8 рядов по 80 автомобилей) уже заполнена полностью, а ожидающие на въезде в Россию машины растянулись по финской дорожной сети почти на 10 км (очередь заканчивается за деревней Виройоки, которая начинается в 8,5 км от границы). Таким образом, всего в Торфяновке въезда в Россию ожидают более 1 тыс. грузовиков.

По словам водителей, эта ситуация вызывает протесты местного финского населения и чинов полицейского управления Финляндии. Местные власти не были готовы к тому, чтобы обеспечить бытовые условия для такого количества людей «Сейчас финны спешно завозят биотуалеты, пытаются организовать кафе. Но все это довольно сложно сделать оперативно, а все деревянные конструкции, которые были построены летом, когда у нас была подобная ситуация, уже давно разобраны»,— говорят водители.

Вернулись транспортные проблемы и на Московское шоссе в Санкт-Петербурге, возле которого находится терминал «Руслан», куда перевели пост «Южный». Вчера утром подъезды к Шушарам вновь были блокированы большегрузным транспортом. В итоге опоздали на работу сотрудники предприятий, расположенных в промзоне «Шушары» (они не смогли доехать от метро «Купчино»), включая дежурные смены работников Toyota и GM. Для урегулирования ситуации вчера днем в терминал «Руслан», где обосновался пост «Южный», прибыла делегация правительства Санкт-Петербурга: руководство комитета по транспорту, комитета транспортно-транзитной политики, санкт-петербургского отделения АСМАП и Северо-Западного управления ФТС.

Как уже сообщал “Ъ”, транспортный коллапс вызван неожиданным решением ФТС поменять оператора поста «Южный» Санкт-Петербургской таможни, который в последнее время растаможивал до 50% всех прибывающих в Санкт-Петербург большегрузных автомобилей. Пропускная способность терминала «Руслан», арендуемого ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», на который перевели пост «Южный», в несколько раз меньше пропускной способности предыдущего оператора — ТЛЦ «Совавто». Кроме того, многие брокеры и импортеры не хотят работать с РОСТЭКом, чья тарифная политика гораздо жестче «Совавто», на чьей площадке работало 117 из 140 работающих в регионе таможенных брокеров. Это происходит даже несмотря на то, что после публикации “Ъ” от 2 декабря РОСТЭК временно отменил плату за въезд на терминал. Ранее источники “Ъ” в транспортно-экспедиторских компаниях называли оглашенную им цену — 4,5 тыс. руб. за въезд машины в случае, если груз оформляет РОСТЭК, и 30 тыс. руб. с машины, если груз оформляет другой брокер. Цены «Совавто» за въезд не превышали 0,5–2,5 тыс. руб. в зависимости от времени стоянки.

“Ъ” продолжит следить за развитием событий.

Коммерсант 03.12.10