31.07.13

Программой единой

Грузоотправителям и операторам предлагают платформу оптимизации транспортных потоков

Компания «SAP СНГ» и фонд «Сколково» презентовали отраслевое ИТ-решение по управлению железнодорожными грузоперевозками, которое позволит участникам рынка оптимизировать этот процесс и существенно снизить логистические затраты. Выяснилось, что рынок нуждается в подобном обеспечении, но потребуются значительные доработки. Система управления логистикой предприятия SAP Transportation Management должна стать доступной уже 1 октября текущего года. SAP обещает, что платформа объединит уже существующие программные решения, которые используются компаниями для управления отдельными этапами перевозочного процесса, в одну систему и будет направлена на оптимизацию транспортной логистики в России, а позже и всего «пространства 1520».

«Программное обеспечение будет разработано на основе базовой модели, предназначенной для планирования перевозок внутри компании. Таким образом, программное обеспечение для управления складом внутризаводской логистикой будет объединено в одну систему, в которую также интегрируют данные о пропускной способности транспортных коридоров», – рассказала заместитель генерального директора SAP СНГ Наталия Парменова.

Она добавила, что «раньше отдельные решения создавались для каждого клиента, теперь же мы объединим их в одну систему, которая будет включать в себя общие для всех участников процессы, связанные с планированием железнодорожных перевозок и интеграцией с РЖД как основным перевозчиком».

Внедрение нового программного обеспечения позволит компаниям-грузоотправителям сократить транспортные издержки до 30% за счёт грамотного распределения активов, выбора оптимальных маршрутов и точной бухгалтерии, пояснил руководитель Центра экспертизы транспортной логистики SAP Labs Родион Шустер. «Новая платформа позволит решить вопросы интеграции между грузоотправителями и перевозчиками, что будет способствовать сокращению расходов российских производственных компаний. По самым скромным оценкам, использование решений SAP для управления транспортной логистикой даст российской экономике сокращение затрат в размере 300–400 млрд руб. в год», – подчеркнул представитель компании.

Он также отметил, что «в настоящее время логистические затраты грузоотправителей в России составляют в среднем 20% от ВВП, что более чем в два раза выше расходов в странах Европы и США».

Разработчики указывают на то, что система больше ориентирована на грузоотправителей, однако сами владельцы грузов пока не видят ничего нового и необычного, что могло бы оптимизировать отправку. «Я не увидел оптимизации, есть сверка корректности расчётов, а эта задача уже решена на рынке. Если бы мощность компании SAP была использована на решение, которое отличалось бы от других и включало не только линейный учёт операций, но и оптимизацию технологического процесса перевозки, тогда можно было бы действительно усовершенствовать транспортную цепочку. Поскольку наша компания включает множество предприятий – горнодобывающих, коксохимов, металлургических комбинатов – с активами во всех частях мира, то нам это очень интересно», – сказал руководитель направления «внешняя логистика» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Сергей Назаров.

Если заглядывать дальше, в систему будет встроен интерфейс обмена данными между железнодорожными администрациями России, Украины и Казахстана, поскольку все они в большей или меньшей степени сотрудничают с SAP. Для ОАО «РЖД» это ЭТРАН, для ГП «Укрзализныця» это Месплан, для АО «НК «КТЖ» это АСУ ДКР. В SAP полагают, что поступательно увязать оперативный обмен данными между администрациями будет несложно.

В ОАО «РЖД» не видят возможности оптимизировать перевозочный процесс с помощью нового программного обеспечения, поскольку сегодняшние реалии рынка этого просто не позволяют.

В ОАО «РЖД» же готовы предоставлять всю информацию из системы ЭТРАН для реализации идеи, которую несёт платформа, но существуют факторы, которые даже при наличии нужной информации не позволят оптимизировать процесс, – это невозможность повлиять на тариф и отсутствие альтернативных маршрутов доставки грузов по железной дороге. «Мы находимся в ситуации дефицита пропускной способности сети. В отличие от Западной Европы, где существует несколько способов проехать из точки А в точку Б, у нас зачастую маршрут единственный, нет возможности гибко выбирать. Кроме того, у нас нет возможности влиять на инфраструктурную, локомотивную составляющую тарифа в силу государственной политики предприятия», – отметил заместитель начальника департамента информации ОАО «РЖД» Вадим Москаленко.

Он добавил, что стимул оптимизировать процесс перевозки ускорением доставки у ОАО «РЖД» отсутствует в первую очередь из-за тарифной политики, которая сейчас зависит только от расстояния перевозки.

Гудок