28.06.04

Просто пожалуйтесь!

Вступивший в силу с 1 января 2004 года Таможенный кодеке РФ существенно изменил правила игры на "таможенном поле". В частности, это касается порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. На что стоит обратить внимание читателям "ЭЖ" при защите своих прав и свобод, рассказывает кандидат юридических наук Виктория ЕГИАЗАРОВА.

Прежде всего необходимо знать, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность. Такое право предусмотрено Конституцией и конкретизировано в ст. 45 нового Таможенного кодекса РФ.

Следует отметить, что в Таможенном кодексе-2004 более детально регламентирована процедура обжалования решений таможенных органов и их должностных лиц, а в самом порядке обжалования появились новые, прогрессивные положения.

* В частности, это возможность обращения с устной жалобой (упрощенный порядок), которую должностные лица обязаны безотлагательно рассмотреть. По желанию лица должен быть составлен акт о рассмотрении жалобы.

Однако стоит знать, что упрощенный порядок предусмотрен только для решения оперативных вопросов, возникающих на уровне таможенного поста или таможни. К тому же он применим при перемещении через границу одного транспортного средства или товаров, стоимость которых не превышает полтора миллиона рублей.

Если нет возможности урегулировать ситуацию в упрощенной форме, обжаловать решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц можно в общем порядке.

* Сейчас действует альтернативный порядок обжалования: лицо по своему усмотрению может выбрать: обратиться ли ему в систему таможенных органов либо подать жалобу непосредственно в суд. Старый Кодекс предусматривал обязательный досудебный порядок обжалования, когда подать жалобу в суд можно было только после обращения в таможенные органы.

* Установлен новый порядок подачи вторичной жалобы. Если лицо по каким-то причинам не удовлетворено принятым таможней или региональным таможенным управлением решением, оно имеет право подать вторичную жалобу в таможенные органы. Раньше повторные жалобы не рассматривали и обращаться уже можно было только в суд.

* Введено требование к форме жалобы и ее содержанию, чего не было в старом ТК РФ. Требования эти минимальные: из жалобы должно быть ясно, кто ее подает, на кого жалуется и в чем существо разногласий.

* Лицо не обязано подтверждать доводы, изложенные в жалобе, - это еще одно новшество ТК-2004. Если приведенные доводы не подкреплены документами, таможенные органы должны самостоятельно запрашивать их в таможенном органе, решение которого обжалуется.

И если по каким-то причинам этих документов там не окажется, тогда могут обратиться с запросом непосредственно к лицу.

Срок рассмотрения жалобы в таких случаях приостанавливается на время, необходимое для представления документов.

Хотя Кодекс и не обязывает лицо подтверждать свои доводы документально, могу все же порекомендовать сразу более подробно излагать в жалобе обстоятельства, уточнять, с чем конкретно лицо не согласно, приводить свои доводы и, если есть подтверждающие документы, приложить их.

* Сокращены сроки рассмотрения жалобы. По времени эта процедура не должна превышать одного месяца, но при определенных обстоятельствах срок может быть продлен до двух месяцев (по старому ТК - до трех). С одной стороны, сокращение срока можно рассматривать как положительный момент. С другой - не так уж он и на руку участникам ВЭД. Бывают ситуации, когда объективно очень сложно разобраться за два месяца, учитывая, что в этот период времени необходимо собрать весь требуемый пакет документов, а также найти правильное решение.

* Теперь четко формализованы требования, которые предъявляются к решению по жалобе. Таможенный орган поставлен в жесткие рамки - решение по жалобе на действие (бездействие) он должен признать правомерным либо неправомерным и, как следствие, оставить в силе либо отменить. Раньше такого четкого требования не было, что позволяло направлять лицу обтекаемые, половинчатые ответы.

* Еще одно немаловажное новшество: лицу, обратившемуся с жалобой, таможенный орган обязан направить копию решения по обжалуемому вопросу. Раньше все ограничивалось уведомлением, в котором сообщалось о принятом решении. Естественно, новый порядок для лица намного удобнее, поскольку позволяет ознакомиться с основаниями принятого решения, а также получить конкретный документ от таможенного органа для дальнейшего обжалования в случае необходимости.

Жаловаться на таможню в таможенные органы выгоднее, так как:

* эффективней по срокам;

* решение по жалобе будут принимать специалисты;

* в отличие от суда жалоба в таможню - "удовольствие" бесплатное;

* в случае несогласия после рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом всегда есть возможность обратиться в суд (если же сразу подать иск в суд, то уже нельзя обращаться в таможенный орган с просьбой пересмотреть решение суда).

Различия в предмете обжалования Решение, действие (бездействие) таможенного органа обжалуется в вышестоящий таможенный орган, а должностного лица - в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает госдолжность) это должностное лицо.

Нередко отказ в рассмотрении жалобы по существу происходит из-за нарушения процедуры ее подачи, в частности срока.

Жалоба должна быть подана в течение трех месяцев со дня возникновения конфликтной ситуации. Если участник ВЭД по каким-то уважительным причинам (это надо подтвердить) упустил время, он может подать ходатайство в таможенный орган, и срок будет восстановлен.

Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом. Это может быть либо генеральный директор, либо иные лица, но их полномочия необходимо подтвердить выпиской из учредительных документов либо доверенностью.

"Виртуальная таможня" по материалам газеты "Эклномика и жизнь" 28.06.04.