28.04.06

Путь из Китая в Европу проляжет через Беларусь (1)

Европа во второй раз открывает Китай - экспортеры, экспедиторы и перевозчики большинства развитых стран стремятся к освоению беспредельных возможностей китайского рынка. Успехи Беларуси в этом направлении пока что лежат большей частью в политической области, о чем говорит хронология контактов должностных лиц двух стран. Кульминацией же белорусско-китайского сближения может, несомненно, считаться состоявшийся в прошлом году визит в Китай президента Беларуси Александра Лукашенко в сопровождении большого количества руководителей разного ранга и из разных отраслей. Состоявшиеся в рамках визита встречи положили начало новым формам сотрудничества, в том числе и в области транспорта.

Апрель нового года ознаменовался ещё двумя событиями в этом ряду. 10 апреля 2006 года в Беларуси было утверждено соглашение между правительствами Беларуси и Китая о принципах сотрудничества между местными исполнительными и распорядительными органами нашей страны и местными властями КНР. Ещё через три дня Александр Лукашенко, сообщая о назначении нового белорусского посла в этой стране, заявил, что Китай, наряду с Россией - это направления "главного удара" во внешнеэкономической деятельности страны.

Согласно сведениям белорусского МИД, Китай является для Беларуси одним из основных внешнеторговых партнеров, и динамика взаимоотношений двух стран характеризуется неуклонным ростом. В 2004 году без учета калийных удобрений (основной экспортной статьи) экспорт белорусской продукции в Китай возрос в 4,3 раза. По итогам 2004-го КНР занимала 6-е место по объему товарооборота Республики Беларусь вне стран СНГ и 7-е место - в экспорте и импорте. В 2005 году Китай находился уже на пятом месте среди государств вне СНГ по объему товарооборота и экспорту Республики Беларусь, причем с положительным для Беларуси сальдо.

Пожалуй, самые серьезные перспективы расширения сотрудничества открылись в ходе состоявшегося 4-6 декабря 2005 года государственного визита президента Республики Беларусь в Китайскую Народную Республику. Всего в ходе визита было подписано свыше десятка межведомственных и межправительственных документов, заключено 20 контрактов между субъектами хозяйствования двух стран на сумму около $0,5 млрд., которые, как ожидается, будут способствовать развитию в Беларуси сети телекоммуникаций и наукоемких технологий.

Что же касается развития сотрудничества в области транспорта, то пионерами в этом направлении могут быть считаться белорусские железнодорожники. В прошлом году по инициативе основного экспедитора Белорусской железной дороги транспортно-экспедиторского республиканского унитарного предприятия "Белинтертранс" в Китае стал формироваться контейнерный поезд, который получил название "Монгольский вектор - Жуи". В отличие от курсировавшего с 2002 года в восточном направлении прототипа - контейнерного поезда "Монгольский вектор" - к названию нового поезда по инициативе китайских участников проекта был добавлен к названию китайский иероглиф "Жуи", который означает удачу и благополучие.

Шестой по порядку поезд "Монгольский вектор - Жуи" был избран ЭСКАТО ООН (Экономической социальной комиссии для стран Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках ООН) в качестве демонстрационного на маршруте из Китая в Западную Европу. Поезд должен был послужить своеобразной рекламой для перевозок грузов из Китая в Западную Европу по желез ной дороге. Поезд проследовал через Монго лию, Россию, Беларусь и Польшу до конечного пункта назначения в Германии. Белорусские железнодорожники приняли самое непосредственное участие в его пропуске, особенно внимательно его прохождение отслеживалось Российскими железными дорогами. Результаты этого эксперимента был рассмотрены и одобрены на заседании международного Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП) в Сеуле в октябре прошлого года.

Следующим шагом в развитии железнодорожных перевозок из Китая в Европу через территорию Беларуси, возможно, станет ускоренный контейнерный по езд, следующий в китайский город Урумчи из Беларуси и России. По крайней мере, на за седании Совета по транспорт ной политике при интеграцион ном комитете ЕвразЭС в декабре, о нем, как и о весьма вероятной перспективе развития железнодорожных перевозок в китайском направлении в целом, много говорили руководители транспортных ведомств России, Беларуси и Казахстана.

В свете актуальной для БЖД проблемы обновления подвижного состава важное значение приобретают предпринимаемые с 2004 года попытки налаживания отношений с китайскими производителями железнодорожной техники. В январе 2005-го в русле этого процесса в Минске принимали Сю Зонгианта, заместителя генерального директора Чжучжоуского электровозостроительного завода. Белорусские железнодорожники подписали тогда протокол о сотрудничестве с этим предприятием, которое производит грузовые электровозы по технологии фирмы "Сименс" и имеет опыт поставок этой продукции железным дорогам США, Казахстана и Узбекистана.

Определенного успеха в продвижении в китайском направлении удалось добиться в прошлом году и белорусским автомобилистам. В частности, бывший министр транспорта и коммуникаций Беларуси Михаил Боровой, принимая участие в 3-ей Конференции МСАТ по автотранспортным перевозкам "Европа - Азия" в Пекине, 25 сентября 2005 года встретился со своим китайским коллегой, министром коммуникаций КНР Чжан Чуньсянем. В итоге встречи была достигнута договорённость о двустороннем сотрудничестве между Республикой Беларусь и Китаем в области автомобильного транспорта.

Выступая по приезде из Китая на пресс-конференции в Минске, М.Боровой отметил, что контакты белорусских и китайских транспортников имели к тому моменту уже четырехлетнюю историю. Тем не менее область сотрудничества двух стран в транспортной сфере руководитель Минтранса назвал "непаханым полем". В частности, до сих пор отсутствует двухстороннее соглашение об автоперевозках, и именно в продвижении к его заключению сводилось основное содержание переговоров между главами транспортных ведомств.

М.Боровой отметил, что сейчас Китай еще только включается в международную транспортную систему и не является пока страной-участницей многих международных конвенций. Поэтому на нынешнем этапе транспортники двух стран договорились работать в рамках регионального объединения ШОС ("Шанхайской организации сотрудничества").

Поскольку, по выражению М.Борового, на транспортном рынке не бывает пустот, с Китаем сейчас весьма активно работает Казахстан, с которым Беларусь в 2004 году подписала соглашение о транзите и двухсторонних поездках. Это тем более важно, если вспомнить, что ранее именно на позицию лежащих между Республикой Беларусь и Китаем России и Казахстана ссылались в белорусском Минтрансе, когда речь заходила о препятствиях, сдерживающих налаживание белорусско-китайских перевозок. Это, по словам руководства УВЭС Минтранса Беларуси, определяло необходимость юридического обеспечения таких перевозок именно в формате четырехстороннего - с участием Беларуси, Китая, России и Казахстана - транспортного соглашения. Камнем преткновения был транзитный проезд китайских автомобилей в Беларусь, поскольку двухсторонними соглашениями между Китаем и Казахстаном и Китаем и Россией режим транзита для автотранспорта не предусмотрен.

"РЖД-Партнер"