22.03.10

Развитии логистики в Беларуси, или Госпрограмма на словах

Доход Беларуси от транспортных перевозок в прошлом году снизился почти на полмиллиарда долларов. Государственная программа развития национальной логистической системы не работает, уверены эксперты.

Почему?

Беларусь – страна транзитная, находится на перекрестке основных маршрутов из Западной Европы в Россию, из стран Черноморского побережья в страны Балтии и может стать центром трансъевропейской магистрали. Это утверждение не оспаривает никто. Тем не менее, только за прошлый год белорусское государство потеряло на транспортных перевозках около полмиллиарда долларов. Каковы причины падения доходов от транзита кроме кризиса?

По мнению независимых белорусских экономистов, пробуксовывает Государственная программа развития национальной логистической системы. Эксперты говорят об отсутствии иностранных инвестиций, привлекательного инвестиционного климата, о кризисе, но главной причиной считают слабое желание государства развивать систему логистики.

Предусмотрено, но не выполнено

По словам независимого экономиста, кандидата экономических наук Леонида Злотникова, Программа развития логистической системы до 2015 года в Беларуси была принята еще в августе 2008 года. В ее рамках предусматривалось строительство многофункциональных транспорто-логистических и оптово-логистических центров, современных складов и подготовка кадров, которая ведется сейчас в нескольких белорусских университетах.

Эксперт рассказал, что в Беларуси заявлено о постройке крупного грузового аэропорта в Орше, с помощью средств Евросоюза строятся таможенные переходы как часть логистической системы страны, возводится центр логистики в Ракове, улучшается дорога по транспортному коридору Одесса-Петербург. Но масштаб и сроки строительства Злотников называет "слабыми с европейских позиций".

Белорусская логистика, по наблюдению экономиста, развивается, скорее, спонтанно, чем по планам правительства. В стране фактически отсутствуют логистические операторы – фирмы, которые берут на себя управление потоками грузов. "Если взять всю программу в целом, из того, что там предусмотрено, почти ничего не выполнено", - констатирует Злотников.

Догнать время

А белорусский экономист Михаил Залесский напоминает предысторию создания госпрограммы о логистике. Еще в начале 90-х годов западные бизнесмены обращались в Беларусь относительно размещения на ее территории мощных логистических центров. Тогда страна могла привлечь инвестиции в десятки и миллионы долларов для создания таможенных складов и транспортных аэродромов, говорит Залесский. Но, по его словам, страна пошла "своим" путем, и 20 лет было потеряно. Теперь Беларусь пытается "догнать время" и создать центры, в которых могла бы осуществляться перевалка грузов с запада на восток и с востока на запад.

Эксперт назвал "наиболее живым" проект-стройку логистического центра в районе национального аэропорта Минск, где есть железная дорога и трассы Берлин-Москва и Санкт-Петербург-Одесса. Но из-за медленных сроков строительства Залесский полагает, что реальный пуск этой системы может быть не раннее чем через три года.

По словам экономиста, в Беларуси нет сильных заинтересованных групп, которые бы занимались продвижением таких проектов самостоятельно, все они проталкиваются государством. Залесский опасается, что даже опыт, который желает передать стране Западная Европа, может не пойти впрок, потому что целых 20 лет подписываются только протоколы о намерениях. Эксперт считает, что Беларусь заняла позицию "переборчивой невесты, которая, в конце концов, останется без женихов".

Два конца, два кольца, посередине – Беларусь

Кандидат экономических наук, руководитель независимого Аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико называет нынешнюю белорусскую модель логистики "абсолютно советской", потому что через страну, как и раньше, транзитом идут прямые поставки из Европы в Россию и обратно.

А саму Государственную программу логистической стратегии страны Заико считает документом одним из многих написанных. "Бумага есть, министерства пишут программы, но денег на их реализацию нет", - говорит экономист. Заико подчеркивает, что развитие логистической системы – это развитие института посредников, а в устах белорусского президента слово "посредник" – ругательное, потому что "Александр Григорьевич их только огнеметом не выжигал".

Эксперт уверен, что Европа выйдет из кризиса и построит единое транспортное пространство – транзитные системы Балтийского и Черноморского колец. Как полагает экономист, для Беларуси, которая находится на перекрестке этих дорог, пока все прекрасно получается только на встречах и дискуссиях, остается лишь найти деньги для реализации проектов.

DW-WORLD.DE; 22.03.10