15.07.09

Реанимировать транзит скоро не получится

В кризис транзитная способность Беларуси снизилась по каждому виду транспорта. За пять месяцев этого года автомобильные перевозки упали на 23%, железнодорожные – на 19%, транзит воздушных судов упал где-то на 11%. Как уверен начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей КУЧИНСКИЙ, невозможно привлечь транзит за один-два года, когда падает экономика.

«Сложившаяся в экономике кризисная ситуация заставляет пересматривать планы, корректировать прогнозы и оптимизировать расходы в транспортной сфере, - рассказал «Е» Сергей Кучинский. - Учитывая, что сейчас идет падение транзитных перевозок, будут приняты дополнительные мероприятия. Они уже рассмотрены на президиуме и вносятся в доработанный проект постановления Совета министров. Однако глобальных изменений в комплексной программе обеспечения эффективности использования транзитных возможностей Беларуси не предвидится».

В связи с этим в программу предполагается включить дополнительные мероприятия по проведению гибкой тарифной политики, направленной на увеличение доходов от грузовых железнодорожных перевозок и полетов иностранных воздушных судов. Также предполагаются мероприятия по проработке и реализации оптимальных схем доставки транзитных грузов совместно с железнодорожными администрациями других государств. В программе, кроме того, предусматривается отразить планируемые отмену со стороны России таможенного контроля на белорусско-российской границе и его перенос на внешнюю границу Союзного государства. Также будет учтено укрепление сотрудничества с ЕС и созданными в рамках СНГ и ЕврАзЭС структурами по вопросам координации развития транспортно-логистической инфраструктуры и привлечения транзитного грузопотока.

Предпринимаемые в республике меры по развитию логистической системы также должны благотворно сказаться на транзите. Создание современной сети транспортно-логистических центров и многофункциональных терминалов на главных перекрестках и маршрутах транспортных коридоров страны «позволит без привлечения дополнительных ресурсов увеличить ВВП более чем на 10%». Стратегической целью развития транзитного потенциала Беларуси является использование товарного потока между ЕС и Центральной и Юго-Восточной Азией.

«Однако мы считаем, что некоторые мероприятия позволят получить выгоду только в 2011 году, - заявил "Ежедневнику" С.Кучинский. - А привлечь транзит за один-два года, когда падает экономика и снижается транзитная способность по каждому виду транспорта, невозможно».

По словам первого заместителя начальника службы перевозок Белорусской железной дороги Ивана ВОЙТЕХОВИЧА, в этом году уже будут открыты вторые пути для увеличения пропускной способности грузовых поездов в направлении Латвии.

«На сегодняшний день идет отсыпка земного полотна под второй путь, - объяснил «Е» представитель БелЖД. - И строится двухпутный участок Бегосово-Индро».

«Сегодня нет возможностей пропускать дополнительный транзит в направлении латвийских портов, - пояснил С.Кучинский. - Строительство путей позволит увеличить пропускную способность на 5 млн тонн в год грузовых перевозок. Мы рассчитываем, что в 2010 году дополнительно 3 млн тонн мы по этому участку уже пропустим. А это, в свою очередь, 3 млн долларов».

"Белорусский Партизан"; 15.07.09