17.11.08

Рельсы против пробок

Министерство сообщений Латвии обнародовало государственную стратегию развития контейнерных перевозок в стране до 2020 года.

К этому сроку необходимо увеличить транзит контейнеров до 5 млн TEU, а в ближайшей перспективе – довести их оборот к 2013-му до 2 млн TEU в год.

В Рижском морском порту к 2013 году намечено обрабатывать около половины этого объёма, в Вентспилсе – до 300 тыс., а в Лиепае – до 450 тыс. TEU.

Однако многие представители транспортного рынка отнеслись к министерским планам с большим сомнением. Несмотря на весомые инвестиционные вложения последних лет в инфраструктуру портов, в них до сих пор ощущается недостаток перевалочных мощностей, нет чёткой «европейской» организации труда. Оформление документов для контейнеров, например, в Рижском порту может занять несколько суток. Своевременной доставке груза, росту контейнерного транзита многие годы препятствуют «традиционные» очереди фур на пограничных переходах между Латвией и Россией. Из-за несовершенства договорно-правовой базы бизнесмены при всём желании часто не могут отправить свой груз в контейнерах по железной дороге и вынуждены использовать более дорогой и долгий автомобильный транспорт.

По данным экспертов, контейнеризация в стране составляет сегодня всего 5 – 10% от объёма перевозимых грузов. Для сравнения: в Западной Европе около 60% грузов транспортируется в контейнерах, а в Скандинавии – все 70%. Ассортимент товаров, перевозимых в контейнерах, достиг 30 наименований, и есть вероятность, что всего через десять лет их перечень удвоится.

Участники транзитного рынка убеждены, что Латвия, которая находится на перекрёстке транспортных потоков, должна предпринять все возможные меры, чтобы не упустить будущие, а в условиях углубляющегося экономического кризиса – и нынешние грузы. «При этом транспортники Латвии единодушны: в международном транзитном бизнесе страна весьма зависит от России, и нужно всячески укреплять добрососедские взаимоотношения. Поэтому мы с удовлетворением встретили решения, принятые на заседании Межправительственной российско-латвийской комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству, которое только что состоялось в Москве», – рассказал «Гудку» специалист брокерской компании Рижского порта Юрий Захаров. Начато переустройство перехода границы в рамках пилотного проекта, который предусматривает, что здесь останутся только две структуры – пограничная и таможенная службы. Все другие службы будут находиться в так называемой тыловой зоне.

Сопредседатель комиссии, министр транспорта РФ Игорь Левитин считает, что это ускорит прохождение транспорта через границу. Он надеется, что автомашина, например, скоро сможет пересечь международный КПП за 20 минут.

Стороны договорились ускорить работу по усовершенствованию договорно-правовой базы пересечения границы ЕС и РФ железнодорожным транспортом. Это ускорит развитие железнодорожных контейнерных перевозок между двумя странами, а также транзит из Китая в страны Евросоюза через латвийские порты.

«Гудок», 17.11.2008