05.06.09

Рецепт эффективной логистики «Великой кишени»

Доклад Руслана Козака, директора по логистике ООО «Квиза трейд» (национальная сеть супермаркетов «Велика кишеня»), на конференции «Как сэкономить и заработать на логистике», которая состоялась 29 мая 2009 года в ВЦ «Акко Интернешнл» (Киев).

Три года назад мы столкнулись с трудностями, которые усложняли управление товарооборотом всей сети, а также приводили к ощутимым издержкам. В первую очередь, это большое количество поставщиков – 700 импортеров и производителей, с которыми было заключено более 5 000 контрактов по всей сети на территории Украины. На один магазин, как правило, приходилось до 120 поставок в сутки, что способствовало образованию на приемке очередей из 10-15 грузовиков. Локальные дистрибьюторы поставляли товар только в пределах своего региона, что не давало нам возможности развивать продажи на национальном уровне. В формировании заказов принимало участие более 350 человек в различных регионах – по 7 сотрудников на каждой из 52 торговых площадок. Из-за сложностей в управлении удаленным персоналом возникали проблемы при проведении акций, распродаж; появлялись риски невыполнения обязательств перед поставщиками.

Перечисленные факторы зачастую приводили к отсутствию координации закупок между товарными категориями и «перекосам» в запасах.

После ввода в эксплуатацию в июле 2008 года собственного распределительного центра мы решили главные логистические задачи сети. Так, по итогам на июнь 2009 года «Квиза трейд» перешла на 50% собственных поставок. В первую очередь, это позволило сократить количество договоров до 260, что значительно упростило процесс администрирования документов. Переход на исключительно национальные контракты дал возможность вывести региональных производителей на национальный уровень.

Электронный документооборот с поставщиками осуществляется по системе EDI. Внедрив единые стандарты качества товара, мы исключили разногласия и конфликты с поставщиками в процессе приемки. Для эффективного управления графиком приемки поставщиков мы внедрили так называемую «маску поставок». Суть ее состоит в следующем: для каждого поставщика зарезервирован определенный день и время приемки на каждой торговой площаке. При этом учитывается равномерность интенсивности поставок в рамках недели и времени суток.

Переход на собственную логистику позволил нам увеличить показатель service level (показатель выполнения заказа) на торговых площадках более чем на 20%. Это стало возможным благодаря созданию страхового запаса на РЦ и обеспечению своевременной доставки на магазины. Введена электронная система весового контроля качества (Check-out) и переход на 100-процентное осуществление работ по радиотерминалам. Иначе говоря, мы отказались от бумажных носителей информации и, соответственно, от издержек, связанных с ними.

Автоматизация процесса приемки и обработки заказов способствовала снижению вмешательства человека в процесс (если раньше заказы формировали 250 человек, то сейчас – 20). Их работа связана теперь именно с настройками системы, а не с ручным созданием заказов. Это позволило повысить производительность, точность и снизить ошибки, связанные с «человеческим фактором». Также увеличилась частота заказов и пополнения полочного запаса магазинов – с 1 раза до 7 раз в неделю.

За счет повышения оборачиваемости запасов и снижения over stocks на торговых площадках удалось сократить товарный запас сети более чем на 30% - а это десятки миллионов долларов, возвращенных в оборот компании.

Мы планируем и далее развивать централизованные поставки в категориях «гастрономия», «свежие овощи и фрукты», также осуществлять собственную логистику непродовольственных товаров по системе cross-docking, а к концу 2009 года увеличить объем товарооборота через собственную логистику до 60%.

Справка RetailStudio.org: Распределительний центр сети «Велика кишеня» основан в марте 2007 г. Месторасположение – с. Мартусовка, Киевская область. Площадь – 24 тыс. кв. м., высота – 14,5 метров, сухой склад категории А с системой вентилирования и кондиционирования, 6-ярусная стеллажная система паллетного хранения, операционный потенциал - пропускная способность более 2 тыс. паллет в сутки, объем адресного стеллажного хранения - 25 680 паллет, комплектация товаров на уровне штучного и коробочного отбора – более 9 тыс. наименований товаров, маршрутизация с помощью программы управления складом Solvo, производитель оборудования - Still.

RetailStudio.org; 05.06.09