25.03.11

Российские автоперевозчики теряют азиатское направление

К 1 июля Россия и Казахстан ратифицируют весь пакет соглашений по созданию единого экономического пространства, пишет Российская бизнес-газета.

По мнению представителей филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Уральском ФО, это не просто обострит конкуренцию, а полностью вытеснит российские машины с ряда направлений. Об этом шла речь на конференции "Состояние, проблемы и перспективы рынка международных автоперевозок в УрФО", прошедшей в Екатеринбурге. Уже сегодня на азиатском направлении международных перевозок число машин, принадлежащих компаниям из Казахстана, в разы превышает количество российских машин.

- Через таможенные переходы Петухово (Курганская обл.) и Бугристое (Челябинская) проезжает около 6 тыс. машин ежемесячно, - говорит Александр Салаутин, руководитель филиала АСМАП по УрФО. - Из них около 5 тыс. - казахские.

Эксперты объясняют: в среднем услуги казахских перевозчиков на 30-40% дешевле, чем российских. В республике сегодня ставки налога на прибыль и НДС в два раза ниже, чем в России, - одно это уже создает комфортную среду для бизнеса. К тому же практики говорят о том, что российских перевозчиков буквально выталкивают с рынка Средней Азии, вплоть до сбора "платы за проезд" в духе 1990-х. Уральские перевозчики вместе с региональной властью, промышленными союзами и торгпредставительством Казахстана несколько месяцев прорабатывают эти вопросы. Рассматривается идея о введении ряда ограничений для иностранных перевозчиков. Например, закладывать в условия контрактов пункты о перевозке грузов только отечественными компаниями, как это делают в некоторых европейских странах.

За прошлый год количество членов уральского отделения АСМАП снизилось более чем на 20 процентов: с 48 до 38. Об этом на конференции "Состояние, проблемы и перспективы рынка международных автоперевозок в УрФО" сообщил представитель АСМАП Вадим Фильченков. При этом общий объем автоперевозок между Россией и странами дальнего зарубежья вырос в сравнении с прошлым годом, но еще не достиг показателей 2008-го. Так, в 2008 году общий объем составил 30,8 миллиона тонн грузов, в 2009 - 24,8, в 2010 - уже 27,3 миллиона тонн. Эксперты отмечают: на рынок до сих пор существенно влияют последствия мирового экономического кризиса. Ряд уральских компаний в 2008 году распродали подвижной состав и ушли с рынка, этот пробел до сих пор не восполнен. Так, в 2010 году количество уральского грузового автотранспорта, который используется на международных перевозках, составило 29,7 тысячи машин, что, хоть и выше прошлогодних цифр (29,6 тысячи), но существенно ниже показателей 2008 года (32,9 тысячи машин).

Между тем

По словам вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Татьяны Кансофаровой, сегодня на услуги автомобильных перевозчиков особый спрос. В связи с реформой РЖД возникла нехватка вагонов, в результате у многих уральских промышленников возникли проблемы с перевозкой своей продукции. Чтобы не срывать поставки, предприятия перекраивают свои логистические схемы в пользу грузового автотранспорта. По мнению специалистов, это обстоятельство может стать стимулом для дальнейшего развития рынка.

Trans-Port.com