03.08.05

Российские автопоезда остаются на обочине

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выступила в Торгово-промышленной палате РФ в роли коллективного Минина и Пожарского против своих конкурентов - автомобильных перевозчиков из Польши и Литвы. Существует договоренность между российскими и иностранными автомобильными компаниями о перевозках грузов в соотношении 50 на 50.
Но эти условия не выполняются. Сейчас рынок международных автоперевозок в Москве поделен: 34% приходится на долю отечественных перевозчиков и 66 - на иностранных. Вице-президент АСМАП М. Низов считает, что на рынке доминируют в основном польские и литовские автоперевозчики. Они работают в более благоприятных конкурентных условиях. Наши дальнобойщики вынуждены оплачивать все налоги и платежи на территории России. Кроме того, при проезде по дорогам иностранных государств они вынуждены платить дорожные и иные сборы, в то время как в России такие сборы с иностранцев не взимаются.
Есть еще одна причина их доминирования на рынке перевозок. В Польше, Литве, Финляндии нет нефти и газа, и их правительства не упускают любой возможности пополнить государственную казну, в том числе за счет оказания транспортных услуг. Поэтому, например, в Литве на одну тысячу человек приходится 4 единицы большегрузных автомобилей, у нас всего 0,16 единицы. У нас упорно не хотят поднимать деньги, лежащие под ногами. А они немалые. Сегодня потери доходов российских автоперевозчиков оцениваются в $750 млн. ежегодно. Бюджет Москвы недополучает $60 млн. налоговых платежей. Но главное в том, что 40 тысяч россиян лишены возможности получить рабочие места. А с начала 2006 г. отрицательные тенденции еще более усилятся. Этому способствует Закон "О транспортном налоге", принятый в июле.
Согласно новым правилам транспортный налог увеличится на 80% и составит 45 рублей на одну лошадиную силу для всех видов автомобилей. Руководитель филиала АСМАП по Центральному федеральному округу С. Баклицкий уверен, что дискриминационный закон ударит по отечественным международным перевозчикам, у которых и так рентабельность в среднем составляет 3 - 5%. Финансовое состояние большинства автопредприятий и без того незавидно из-за постоянно растущей стоимости топлива. Так, в 2004 г. оно подорожало на 50%. По данным Федеральной службы государственной статистики, автомобильное хозяйство входит в число 3 отраслей экономики, в которых зафиксировано наибольшее количество убыточных организаций.
Во многих регионах России уже предпринимаются попытки устранить дискриминацию в отношении российских автоперевозчиков. Так, Московская, Калининградская, Псковская, Брянская области снизили ставку транспортного налога для отечественных автопредприятий на 60%. И это быстро привело к увеличению парка автомобилей международных перевозчиков. В течение 2004 г. в Свердловской области он возрос на 61%, в Московской - на 55%, а в Калининградской - на 13%. Увы, столица на общем фоне проигрывает. С 1 января 2005 г. парк большегрузных автомобилей в ней увеличился не более чем на 2% и составляет 3645 автопоездов.
А потребность для экспорта транспортных услуг из расчета 50 на 50 составляет 7500 таких автопоездов. При этом специалисты считают, что уже в первые месяцы действия нового закона парк международных перевозчиков в столице уменьшится на 15%. Автопредприятия вынуждены будут перерегистрироваться в соседних с Москвой регионах. Казна города недосчитается как минимум 50 млн. рублей налоговых поступлений. По мнению специалистов АСМАП, московские власти должны пересмотреть свое решение и сохранить транспортный налог на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил на уровне 25 рублей за одну лошадиную силу. Международные автоперевозчики вместе с аграрниками страны приняли решение в октябре нынешнего года организовать акции протеста против повышения стоимости горючего и закона "О транспортном налоге".

Гудок