27.03.06

Российские порты объявили войну Прибалтике

Чтобы бороться с иностранными конкурентами, российские порты на Балтике взялись за серьезную реорганизацию. Завершила свою работу 11-я Международная конференция "ТрансРоссия 2006". Одним из обсуждавшихся на ней вопросов стала конкурентоспособность российских портов в Балтийском регионе.

По мнению участников конференции, для того чтобы российские порты могли успешно конкурировать с прибалтийскими, необходимо серьезное улучшение отечественных контейнерных терминалов. Среди основных проектов в этой области были названы расширение Первого контейнерного терминала, "Петролеспорта" и строительство контейнерного терминала в Морском порту Санкт-Петербург. По мнению экспертов, планы российских портовиков выглядят вполне реально.

Вот только их реализация приведет к тому, что через несколько лет конкуренция между контейнерными терминалами в Питере обострится до предела, что, скорее всего, повлечет за собой снижение тарифов. По данным отчета "Контейнерные перевозки в РФ и соседних странах. Итоги 2005 года", в прошлом году контейнерный оборот терминалов Большого порта Санкт-Петербург вырос на 44,2% и составил 1,12 млн TEU. Всего в Санкт-Петербурге действует пять контейнерных терминалов: ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ), ОАО "Петролеспорт" (ПЛП), ООО "Моби Дик", ООО "Русмарин-Форвардинг" и ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". На сегодня лидером в области обработки контейнерных грузов на Балтийском море и в России является Первый контейнерный терминал. По итогам прошлого года ПКТ обработал 722,43 тыс. TEU, улучшив показатель по сравнению с прошлым годом на 36%. Второй по размерам и перспективам контейнерный терминал в Санкт-Петербурге - "Петролеспорт", в 2005 г. его грузооборот вырос на 77%, до 196,46 тыс. TEU. Самым быстрорастущим терминалом в порту в течение всего года оставался "Моби Дик" (Кронштадт), объем перевалки которого увеличился почти в два раза, до 116,88 тыс. TEU. Вчера завершила свою работу 11-я Международная конференция "ТрансРоссия 2006". Одной из тем обсуждения стал российский рынок перевозок грузов в контейнерах и, в частности, аспекты конкурентоспособности российских контейнерных терминалов в Балтийском регионе. Как отметил в своем выступлении директор по производству ОАО "ЛенморНИИпроект" Сергей Семенов, сегодня на российские порты на Балтике приходится 70% общего контейнерооборота страны, хотя еще недавно эта доля составляла 80%. В прошлом году перевалка контейнерных грузов в Прибалтике увеличилась на 16,3%, до 516,3 тыс. TEU.

Крупнейшими из прибалтийских портов на сегодняшний день являются Вентспилс (1,04 млн TEU в прошлом году), Клайпеда (214,31 тыс. TEU), Рига (168,98 тыс. TEU) и Таллин (127,59 тыс. TEU). По словам выступавшего на конференции президента Ассоциации стивидорных компаний Литвы Алоизаса Кузмарскиса, у большинства литовских портов серьезные планы по модернизации и расширению. Только в прошлом году перевалка контейнеров в Клайпеде, Таллине и Риге увеличилась соответственно на 23%, 12,8% и 10,6%. Однако, по словам делегатов конференции, вероятность того, что грузооборот российских портов на Балтике больше падать не будет, весьма велика. "По нашим прогнозам, к 2010 году на Балтике будет переваливаться 3,5 млн TEU, - заявил Сергей Семенов. - Можно выделить несколько аспектов, которые стимулируют контейнерные перевозки в этом регионе. Это низкий уровень контейнеризации грузов в России, общий рост российской экономики, таможенная реформа и улучшение контейнерных терминалов и контейнерных технологий". Заявленных проектов по развитию контейнерных терминалов на Балтике сейчас, действительно, очень много. "Среди самых крупных проектов можно назвать расширение Первого контейнерного терминала, который в ближайшем будущем будет переваливать 700-800 тыс. TEU. "Петролеспорт", переваливающий 200 тыс. TEU только на старых мощностях, через два года будет делать 400 тыс. TEU. Морской порт Санкт-Петербург активно взялся за строительство 101-го причала в 4-м районе. Через 2-3 года он сможет переваливать 500 тыс. TEU", - пояснил Сергей Семенов. Среди проектов, которые могут быть реализованы в более длительные сроки, по его словам, можно выделить развитие терминалов в Ломоносове, Приморске и Усть-Луге. Терминал в Ломоносове, который территориально имеет возможность переваливать до 1 млн TEU, начнет работать лет через пять. Опрошенные эксперты также считают, что доля России в контейнерообороте Балтики будет расти.

"В России существуют огромные резервы развития контейнерных перевозок по сравнению с Европой, имеющей только так называемый естественный прирост", - сказал Алексей Безбородов. По его словам, Первый контейнерный терминал в 2008-2009 гг. теоретически сможет достичь 1,3 млн TEU за счет развития портовой логистики. Кроме того, за счет строительства новой причальной стенки (88-90 причалов) территория терминала увеличится на 20 га, а его мощность достигнет 2 млн TEU. Мощность "Петролеспорта" после отработки технологий к концу 2006 года может составить 400-500 тыс. TEU. Предполагаемый объем инвестиций в Морской порт Санкт-Петербург, по некоторым данным, - порядка 280 млн долл. Однако столь бурное развитие российских портов на Северо-Западе может обернуться против них самих. "Детали того же проекта развития контейнерного терминала в Морском порту Санкт-Петербург пока не раскрываются. Но уже сейчас очевидно, что через несколько лет конкуренция между контейнерными терминалами города обострится до предела, и тогда может начаться снижение тарифов", - резюмировал Алексей Безбородов.

РБК daily