28.03.06

Российский автопром бесплоден

Отечественные автозаводы пока не могут обеспечить потребителя новыми моделями. Российские заводы исчерпали запасы новых разработок и за неимением средств делают ставку на ребрендинг старых моделей. За последние несколько лет на теме усовершенствования продукции сыграли почти все крупнейшие предприятия автопрома. Среди наиболее заметных PR-акций последних лет - модернизация "Газелей" нижегородским ГАЗом и ребрендинг уазовского "козлика" УАЗ-3151, получившего название UAZ Hunter. В число подобных проектов может попасть и тольяттинская Lada Niva. В конце минувшей недели вице-президент по техническому развитию "АвтоВАЗа" Максим Нагайцев заявил о намерении завода сделать римейк ВАЗ-2121.

По словам топ-менеджера, классический внедорожник Lada Niva для "АвтоВАЗа" является особенно ценным автомобилем, поэтому руководство предприятия пытается сохранить его в своей производственной программе. Что, по мнению наблюдателей, вполне объяснимо. "Решение снять автомобиль с производства было скорее политическим, - отмечает аналитик Центра экспертных программ Всероссийской организации качества Ефим Добринский. - В ожидании инвестиций "АвтоВАЗ" разыгрывал карту сотрудничества с General Motors (GM). Очевидно, что ВАЗ-2121 уступил место на конвейере Chevrolet Niva - проекту СП "GM-АвтоВАЗ" - именно по этой причине. И во многом вопреки реальному рыночному спросу. Автомобиль стоимостью в 4 тыс. долларов хорошо расходился в небогатой провинции".

Другое дело, что в ходе создания римейка "АвтоВАЗ" вряд ли сможет сделать вторую Chevrolet Niva. "У "АвтоВАЗа" нет принципиально новых разработок семейства Lada Niva", - заявил "Газете" источник в научно-техническом центре завода. Соответственно, скорее всего, стоит ждать именно рестайлинга модели. Да и вряд ли перепроектированный автомобиль будет называться "Нивой". С 2006 года права на использование бренда Niva отошли к СП "GM-АвтоВАЗ". "В этой ситуации тольяттинцы могут повторить опыт УАЗа с его UAZ Hunter, переименовав Lada Niva в какой-нибудь Lada Farmer: как известно, "Нива" вошла в историю советского автопрома в качестве служебного автомобиля председателей колхозов", - считает Ефим Добринский.

Модернизация советских разработок становится для российских автопроизводителей вполне привычным делом, отмечают эксперты. За прошедшие годы заводы так и не привлекли достаточных инвестиций на обновление модельного ряда, поэтому конкурировать с более предприимчивыми азиатскими автоконцернами им приходится с помощью того, что есть. При этом сам рестайлинг все чаще становится частью рекламной политики. Привычному взгляду автомобилю придумывается англоязычное название, а на лобовом стекле размещается пестрый стикер "более 300 изменений". Что же до новых разработок легковых авто, то их пока единицы.

"Газета"