17.08.09

Российский рынок складского оборудования в условиях мирового финансового кризиса

Мировой финансовый кризис не обошел стороной ни одну из отраслей экономики. Не стал исключением и рынок складского оборудования, на котором сегодня наблюдается резкий спад производства и снижение объема реализации продукции.

Кризису рынка складского оборудования предшествовал бурный рост. В 2006 – начале 2008 года происходило активное строительство логистических центров и складских комплексов. Несмотря на постоянный ввод в эксплуатацию новых площадей, спрос на склады высокого класса (А и В) существенно превышал предложение.

Соответственно, высокой была и потребность в специализированном складском оборудовании. На этой почве специалисты уверенно прогнозировали дальнейший рост и развитие рынка. Однако с началом мирового финансового кризиса реальная ситуация пошла вразрез с прогнозами экспертов – вместо ожидаемого подъема на рынке складского оборудования наступил резкий спад.

Одной из предпосылок кризиса на рынке складского оборудования стало снижение производства на сталелитейных предприятиях, вызванное резким падением в октябре 2008 года экспортного спроса на российскую сталь со стороны стран ЕС и Юго-Восточной Азии. К концу 2008 года объем производства холоднокатаного стального проката марок 3 или 08ПС (08PS 235 МПа), который является основным сырьем для производства складских стеллажей, был снижен на 12-15%. По состоянию на апрель 2009 года падение уровня производства на сталелитейных заводах оценивалось уже в 30% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. На этом этапе производители складского оборудования начали испытывать затруднения с поставками сырья для изготовления стеллажных конструкций. На данный момент ситуация уравновешена за счет снижения общего спроса на стеллажную продукцию.

Негативное влияние на состояние рынка складского оборудования оказало и снижение объема товарооборота. В первом квартале 2009 года в крупнейших регионах Российской Федерации товарооборот снизился на 6,2-23,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Соответственно, уменьшился и объем грузоперевозок – в период с января по март 2009 года снижение составило 22%, а к концу текущего года ожидается падение годового объема грузоперевозок на 30% по сравнению с 2008 годом. Наиболее сильно по производителям складского оборудования ударило замирание рынка складской недвижимости, которое началось еще осенью 2008 года. С сентября 2008 спрос на аренду начал стремительно падать – многие договоры стали отменяться или отодвигаться на неопределенные сроки. По состоянию на конец 2008 года активность арендаторов уменьшилась на 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Причина такого резкого падения заключается в том, что часть арендаторов сократила расходы на аренду, а часть полностью прекратила свою экономическую деятельность. В связи с плачевной финансовой ситуацией многие компании, арендовавшие склады класса А, в целях экономии средств переехали в складские помещения классом ниже.

Арендаторы, которые все еще остаются на рынке, в большинстве своем руководствуются политикой сокращения расходов на оснащение складов или полностью отказываются от закупок нового оборудования. Как следствие, за первые 5 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 в ведущих компаниях, специализирующихся на производстве и реализации складского оборудования, наблюдается падение продаж стеллажных металлоконструкций в среднем на 60%. В целях экономии заказчики складского оборудования стали отдавать предпочтение более дешевым решениям, что привело к общему снижению средней стоимости заказов. Если в 2007-2008 годах 90% от общей суммы заказов приходилось на крупные – от 200 000 до 3 млн рублей, – то в 2009 году сумма большинства заказов составляет от 100 000 до 200 000 рублей.

Дальнейшие перспективы российского рынка складского оборудования напрямую зависят от активности владельцев и арендаторов складской недвижимости. Перспективы же отдельно взятых игроков сегодня следует оценивать исходя из их маркетинговой политики.

Большая часть компаний, руководствующихся политикой предельного сокращения маркетинговых расходов – в первую очередь на продвижение своей продукции – постепенно перестанет получать новые заказы, потеряет рентабельность и будет вынуждена прекратить свое существование. Игроки, которые сумеют грамотно распределить маркетинговые бюджеты, – хоть и не увеличат объем своей прибыли, но за счет сужения рынка увеличат свою долю на рынке и на момент выхода из кризиса окажутся на выигрышных позициях. Ожидается, что рынок складского оборудования начнет выход из кризиса не ранее 2010 года, когда, по прогнозам, начнется восстановление спроса на складские стеллажи. Потенциальный спрос на складское оборудование рассчитывается на основе данных о среднестатистической обеспеченности городского населения складскими площадями. На сегодняшний день в России на 1000 жителей приходится 260 м2 складских площадей, в то время как в Европе этот показатель составляет 470 м2 на 1000 жителей. По прогнозам специалистов одного из крупнейших игроков рынка – компании ЗАО «Металлические стеллажи Викинг» – обеспеченность российского населения складскими площадями достигнет европейского уровня примерно к 2020 году. Соответственно, с ростом складских площадей будет возрастать и спрос на специализированное складское оборудование. По прогнозам, к 2020 году емкость российского рынка складских стеллажей достигнет 27 млрд рублей или 36 млн условных паллето-мест.

Singular Advertising 17.08.09