31.08.15

Россия использовала право ЕАЭС для запрета поставок лосося через Беларусь

Хотя реэкспорт в Россию из стран ЕАЭС западной рыбной продукции в сыром виде был под запретом, белорусские предприятия (например, «Санта Бремор») вполне легально поставляли на российский рынок переработанную продукцию, типа филе лосося. Однако Россельхознадзор умело использовал право Евразийского экономического союза с тем, чтобы перекрыть для Беларуси и Казахстана поставки рыбной продукции, закупаемой у 14 норвежских предприятий, и в переработанном виде.

Согласно Договору о ЕАЭС, государства-члены проводят согласованную политику в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер. Правовые рамки регулирования этой сферы устанавливает Раздел XI Договора о ЕАЭС (статьи 56-59) и Приложение №12 к Договору[1].

Кроме этого, ряд актов Евразийской экономической комиссии устанавливает согласованные подходы в данной сфере и определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов государств ЕАЭС. Один из таких документов – 200-страничное Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)[2]. Отдельный раздел Положения регламентирует порядок совместных проверок (инспекций) предприятий третьих стран.

Как следует из Положения, при определённых обстоятельствах, Россельхознадзор вполне может единолично проводить инспекции зарубежных предприятий от имени всех стран ЕАЭС, при этом они признают решения Евразийской экономической комиссии, принимаемые по результатам отчета российских экспертов. Судя по тому, что в своем пресс-релизе Россельхознадзор ссылается на законодательство ЕАЭС и решение Евразийской экономической комиссии о порядке проведения инспекций в третьих странах [3], инспекция на норвежские предприятия планировалась именно по такой схеме.

Согласно Положению, уполномоченный орган государства-члена, запланировавший аудит (в данном случае, Россельхознадзор), не позднее 2 месяцев перед началом запланированного визита в третью страну должен проинформировать уполномоченные органы других государств-членов ЕАЭС о предстоящем посещении для формирования группы инспекторов и координации времени проведения визита. В течение двух недель после получения информации о предстоящем визите ведомства других государств-членов направляют ответ, содержащий отказ от участия в проведении визита или согласие на такое участие и данные о должностных лицах государства-члена, которые примут участие в визите.

Если уполномоченный орган не направляет ответ в установленный срок, это означает отказ от участия в визите. В итоге, согласно Положению, визит может быть осуществлён инспекторами-аудиторами одного из государств-членов, если другие уполномоченные органы государств-членов не направили ответ или сообщили об отказе от участия. Уполномоченные органы государств-членов, не принимавших участие в аудите, признают решение, основанное на результатах, полученных уполномоченным органом, осуществлявшим визит.

Важно отметить, что расходы, связанные с проведением совместных инспекций в зарубежные страны, осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов государств-членов, если в каждом конкретном случае не согласовано иное (пункт 63 Положения). Поскольку Россельхознадзор как ведомство более крупной страны располагает большими финансовыми средствами и возможностями для подобных поездок, на практике это означает, что ведомства из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана зачастую в ответ на инициативу российской стороны своих специалистов не направляют. В итоге, другие страны ЕАЭС могут оказываться в ситуации, когда обязаны признавать решение ЕЭК, вынесенное по результатам отчёта экспертов Россельхознадзора.

Право ЕАЭС: Цели и случаи проведения инспекций зарубежных предприятий

Согласно указанного решения ЕАК, целью визита на зарубежное предприятие является подтверждение того, что в рамках зарубежной системы надзора правильно применяются все законы, правила и другие требования по проверкам и сертификации, которые признаны на этапе анализа документации уполномоченным органом стран ЕАЭС способными обеспечить уровень защиты, как минимум, эквивалентный, уровню защиты, установленному требованиями Таможенного союза.

В двух случаях инициатором инспекции становится орган зарубежной страны: для включения предприятия в реестр предприятий третьих стран и для проверки предприятия третьих стран, которое было ранее включено в реестр предприятий третьих стран и импорт продукции из которого был временно ограничен.

По инициативе страны ЕАЭС проводится совместная проверка предприятия, которое было ранее включено в реестр предприятий третьих стран и импорт из которого разрешен по результатам проведения совместных проверок, на основе принятия гарантий компетентного органа зарубежной страны либо по результатам успешно проведенного аудита, а также на основе информации о несоответствии требованиям Таможенного союза.

Последний пункт, судя по всему, послужил официальным обоснованием целесообразности инспекции норвежских предприятий. Так, в пресс-релизе российской стороны сообщается, что «предыдущие инспекции Россельхознадзора показали, что подавляющее большинство предприятий, заявленных к инспекции, оказываются не готовы выполнять требования безопасности, предъявляемые законодательством России и ЕАЭС, что приводило к введению закономерных ограничений на их деятельность».

Показательно, что Россельхознадзор ссылается на «подавляющее большинство» предприятий, у которых ранее имелись проблемы с законодательством России и ЕАЭС. Возможно страны ЕАЭС попытаются оспорить целесообразность инспектирования тех норвежских предприятий – а значит и последовавшего временного запрета на экспорт их продукции, – о которых информации о их несоответствии требованиям Таможенного союза не имеется.

Право ЕАЭС: Последствия отказа зарубежной страны в инспектировании

Согласно пункту 73 упомянутого Положения ЕЭК, если компетентный орган третьей страны отказывает в проведении проверки (инспекции) одного или более отобранных предприятий, это может быть основанием для инициатора приостановить экспорт продукции с этих предприятий, если инициатор не расценивает причины такого отказа, представленные компетентным органом, как уважительные. Собственно, на эту норму и ссылается Россельхознадзор в своем решении о временных ограничениях на поставки с норвежских предприятий, отказавшихся от инспекции. Согласно Договору о ЕАЭС (статья 56 (4), каждое из государств-членов имеет право разрабатывать и вводить временные санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, то есть решение России в данном случае праву ЕАЭС не противоречит.

При этом решение ЕЭК не содержит положения о том, что в случае отказа третьей страны от проведения инспекции, экспорт ограничивается не только в страну-инициатора, но и в другие страны ЕАЭС. То есть Беларусь вольна и далее ввозить продукцию норвежских фабрик на свою территорию и перерабатывать ее по своему усмотрению. Однако даже переработанная продукция отныне запрещена для ввоза в Россию.

Как следует из пресс-релиза Россельхознадзора, именно из выбранных для инспектирования норвежских предприятий поступали наиболее значительные объемы рыбопродукции для последующей переработки и перевалки на российский рынок. Пока сохраняется в силе принятое Россельхознадзором решение по 14 норвежским компаниям, белорусским предприятиям придется искать других норвежских поставщиков. Если таковых не найдется, то объемы закупок норвежской рыбы Беларусью упадут. Увеличившиеся с прошлого лета закупки Беларусью и Казахстаном лосося и форели производились именно для последующей переработки и отправки в Россию, а не для внутреннего рынка.

Лосось относится к товарам с эластичным спросом по цене. Если доходы населения падают, то всё больше домохозяйств начинают довольствоваться более дешевыми видами рыбной продукции вроде карпа или леща. Очевидно, что в условиях падения реальных доходов населения в Беларуси увеличение закупок лосося нуждами внутреннего рынка объясняться не может.

Так, очень показательно резкое падение импорта норвежской рыбы Украиной. В первой половине 2015 года Украина закупила у норвежского королевства около 14 тыс. тонн рыбопродукции, или в три раза меньше (43,7 тыс.), чем в первом полугодии 2013 года. И на 5 тыс. тонн меньше, чем закупила в первом полугодии 2015 года Беларусь. Это при том, что население Украины превышает белорусское более чем в четыре раза.

Наше Мнение