26.11.15

Россия начинает товарную войну с Турцией

В ответ на атаку бомбардировщика Су-24 истребителем турецких ВВС Россия ограничивает импорт товаров из этой страны. Проблемы у поставщиков уже начались на таможенных постах, оформление грузов, утверждают импортеры, фактически остановлено. 26 ноября уже официально может быть объявлено об ограничении ввоза продовольствия из Турции, объем которого только за десять месяцев этого года составил $1 млрд. Под угрозой и импорт турецких автокомпонентов ($0,44 млрд по итогам 2014 года), что может самым серьезным образом сказаться на работе российских заводов по сборке автомобилей.

Россия в ближайшее время ограничит поставки продукции из Турции — уже в четверг об этом может быть объявлено официально, рассказали “Ъ” источник в одном из министерств и два источника, работающие с поставщиками из Турции. Эмбарго, как в случае с ЕС, США, Австралией, Норвегией и Канадой, введено не будет, во всяком случае в краткосрочной перспективе, подчеркивает собеседник “Ъ”. Сейчас прорабатывается, какими именно механизмами может быть ограничен импорт, говорит чиновник правительства. Для таких целей могут быть использованы и запреты от Россельхознадзора, Роспотребнадзора, рассуждает глава компании—импортера турецкого продовольствия.

В Россельхознадзоре сообщили, что ведомство пока не планирует усиливать контроль в отношении турецкой продукции. В Минсельхозе заявили, что в настоящее время анализируют ситуацию с поставками продовольствия из Турции. В Федеральной таможенной службе (ФТС) не стали комментировать ситуацию. В аппарате курирующего аграрную отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича отказались от комментариев.

Но уведомления ФТС о том, что на российских таможенных пунктах введен «риск на Турцию», российские импортеры стали получать еще в среду. Это значит, что таможенная служба будет отказывать в оформлении деклараций на продукцию, страной происхождения и страной отправления которой является Турция. В случае если инспектор все же примет решение оформить декларацию на такую продукцию, ему будет необходимо согласовать это со всеми функциональными отделами, провести 100-процентный досмотр и отобрать пробы на проверку соответствия товара параметрам безопасности и качества, объясняет собеседник “Ъ”.

«Товар, идущий из Турции, с сегодняшнего дня просто встал на пунктах пропуска»,— утверждает импортер рыбы. «В этом случае, к сожалению, все финансовые потери ложатся не на турецких, а на российских предпринимателей, которые, как правило, уже оплатили контракты и несут убытки в связи с простоями и недопоставкой продукции»,— объясняет глава национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Один из крупных импортеров рыбы утверждает, что некоторые машины на таможне уже разворачиваются, понимая, что турецкая продукция в лучшем случае будет задержана на неопределенный срок, в худшем — уничтожена.

Импорт из Турции в общем объеме российского импорта продовольствия составил в 2014 году 4%. За десять месяцев этого года Турция ввезла в Россию продовольствия на $1 млрд, в основном это помидоры и цитрусовые. В частности, в 2014 году из этой страны было импортировано 366 тыс. тонн томатов, что составляет 43% от всего импорта томатов в Россию. «Эти объемы можно заместить продукцией из Ирана, Марокко, Израиля, Азербайджана, Узбекистана»,— передал “Ъ” через пресс-службу министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Заместить порядка 250 тыс. тонн цитрусовых, которые сейчас идут из Турции, глава Минсельхоза предлагает за счет поставки из ЮАР, Марокко, Китая, Аргентины, Израиля, Абхазии, Грузии. Примерно 25% в категории «овощи и фрукты» в текущей момент составляет Турция, но этот процент падает в связи с сезонным увеличением поставок из Египта и Ирана, указывает представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева. Впрочем, некоторые логистические фирмы уже предлагают российским компаниям поставлять турецкую продукцию через Белоруссию. Таким маршрутом до недавнего времени импортеры уверено пользовались для поставок запрещенной продукции из Европы и США.

Турция является крупнейшим импортером российского подсолнечного масла и зерна. За 2014 год Россия экспортировала в Турцию 5,8 млн тонн зерна (пшеница, кукуруза, рожь), а также 616 тыс. тонн подсолнечного масла.

Но не весь ввозимый из России объем Турция потребляет самостоятельно, часть реэкспортируется в соседние страны. «Как следует из официальной статистики Минсельхоза США, в течение последних трех лет Турция реэкспортировала 2/3 (около 540 тыс. тонн) подсолнечного масла, ввезенного из России»,— указывает замначальника отдела экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Несмотря на это, самостоятельно выходить на турецких контрагентов у России вряд ли получится, считает Андрей Сизов из «Совэкона», потому что Россия поставляет крупные партии масла наливом, в то время как Турция направляет контрагентам переработанную продукцию — рафинированное и бутилированное масло.

Глава Минсельхоза считает, что в случае прекращения экспорта зерна в Турцию импортерами могут выступить страны Ближнего Востока, такие как Иран, Ирак, Ливия, Ливан, Израиль, а также и страны Африки. Но, отмечает менеджер зернового трейдера, это обострит конкуренцию на указанных рынках, что в итоге отразится на маржинальности всей цепочки зернового бизнеса.

Источники “Ъ” на авторынке утверждают, что проблема задержки автокомпонентов на таможне может коснуться практически всех участников рынка — объем автоэкспорта из Турции довольно значителен. По данным турецкой Ассоциации экспортеров автопрома, в 2014 году экспорт транспортных средств и автокомпонентов в Россию составил $0,8 млрд, из них на автокомпоненты пришлось $0,44 млрд. Так, собеседники “Ъ” в автоконцернах рассказали, что с проблемами могут столкнуться АвтоВАЗ (источник “Ъ” в компании подтвердил, что задержка поставок может сказаться на нескольких моделях), Renault, Toyota (как пояснили в компании, в Россию помимо автокомпонентов поставляется Corolla), Kia. В Renault это не комментируют, в Kia говорят, что из Турции поставляется в небольших объемах «дополнительное оборудование вроде ковриков для машин».

Кроме того, в России работает 14 турецких предприятий по производству автокомпонентов, в частности сидений (Martur в Ульяновске, Nobel Automotive в Тольятти, Pilot в Серпухове, Persa в Краснодарском крае), стекла (Trakya Otocam в Татарстане), карданные валы (Tirsan Kardan в Набережных Челнах), стальные трубы (Bant Boru в Нижнем Новгороде, Kalibre Boru в Тольятти). Эти компании сотрудничают не только с иностранными производителями, но и, например, с КамАЗом (в компании это в среду подтвердили). Источник “Ъ” на рынке полагает, что из-за длительных задержек поставок «ряд заводов может встать».

Коммерсантъ-Online