08.06.20

Ростов: заполняемость складов может сократиться

Как отмечают участники рынка, складская недвижимость меньше всего пострадала от пандемии коронавируса, поскольку товары продолжали храниться на складах, а арендаторы платить за это. Арендодатели пошли навстречу наиболее пострадавшим клиентам, снизив им стоимость хранения на 10–30%.

Руководители складских комплексов говорят о возросших издержках и некотором снижении объемов оказываемых услуг. Во многих логистических комплексах заполняемость остается прежней, но в скором времени может сократиться, в первую очередь в старых складах, не соответствующих современным запросам.

— По моим наблюдениям, складская недвижимость — это наименее пострадавший сегмент как для арендаторов, так и для арендодателей, поскольку арендаторы продолжали хранить свой товар на складе, соответственно, продолжали за это платить, — говорит директор АН «Парус» Максим Хмель. — Как показала практика, большинство арендаторов не прерывали работу: многие переключились на онлайн-торговлю и доставку.

— Деятельность предприятий, арендующих складские помещения в нашем комплексе, не попала в список ограничений, в связи с чем вопрос о пересмотре размера арендной платы не поднимался, — говорит директор ООО «ЮЛКОМ» Алексей Сергеев (площадь склада 9 тыс. кв. метров, класс В). — Однако снижение спроса на рынке товаров FMCG (товары повседневного спроса. — N) имеет место, но это скорее влияет на объем оказываемых нами логистических услуг. Мы рассчитываем, что после снятия ограничений спрос постепенно восстановится, что позволит предприятию вернуться к нормальному функционированию.

ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (СКЛП) располагает складами класса А под услуги ответственного хранения в левобережной промзоне Ростова (объем хранения 36 тысяч условных европалет).

— Основная масса наших поклажедателей обеспечивает население продуктами питания, товарами первой необходимости, в том числе средствами гигиены, поэтому мы активно работаем, несмотря на сложности, — говорит гендиректор предприятия Виктор Халын. — У нас есть совсем небольшой сегмент поклажедателей, которые не работали во время карантина. Поскольку наши услуги в части обработки товара не оказывались, соответственно, мы и не брали за них деньги. Что касается непосредственно хранения продукции, если мы видели, что движения товара не было совсем, мы шли навстречу и снижали стоимость хранения на 20–30%.

Собеседник N отметил, что во время карантина накладные расходы компании возросли:

— Мы обеспечиваем беспрепятственную работу в части санитарной безопасности сотрудников, — говорит Виктор Халын. — Насколько я знаю, некоторые распределительные центры в Москве и других регионах в связи со своими возросшими расходами подняли расценки для поклажедателей. Мы остались на прежних договорных отношениях со своими клиентами, не ставя перед ними проблему компенсации наших объективно возросших издержек.

По словам руководителя направления «КМ-Логистика» холдинга «КМ-Союз» Дмитрия Бедненко, в эти «каникулярные» месяцы компания работает практически в ноль.

— Мы считаем, что данная очень сложная экономическая ситуация касается абсолютно всех коммерческих и некоммерческих организаций — в частности, как наших арендаторов, так и нас, арендодателей, — комментирует он. — Поэтому при встречах и переговорах со всеми нашими арендаторами мы старались и призывали их быть максимально объективными. В итоге мы снизили ставки аренды от 10% до 25% и некоторым предоставили еще и рассрочку в зависимости от тяжести ситуации, в которую они попали.

Склады «КМ-Логистики» (23 тыс. кв. метров, класс В) расположены в черте города, среди товаров, хранящихся на площадях компании: автозапчасти, товары народного потребления, аккумуляторы, стройматериалы.

— Благодаря такому подходу заполненность осталась прежней, но мы продолжаем постоянно мониторить ситуацию каждого арендатора и понимаем, что подвижка будет: кто-то сократит площади, а кто-то будет вынужден и вовсе закрыться. Думаем, в нашем случае (удобно расположенные склады в черте города) сократятся 10-15% всех площадей.

— Безусловно, рынок будет сжиматься, — говорит Виктор Халын. — И в первую очередь произойдет отток клиентов из старых складских комплексов, которые не соответствуют современным запросам.

Участники рынка соглашаются, что в Ростове ощущается нехватка качественных складских площадей. Как писал N, по итогам прошлого года донской рынок складов стал одним из лидеров по темпам развития: Ростов вошел в первую тройку по числу новых сделок в 2019 году (107,7 тыс. кв. метров). В большинстве городов России вакантность в складских комплексах достигла минимального уровня. Низкий уровень этого показателя связан с дефицитом предложения помещений класса А, что ведет к низкой ротации арендаторов и продлению контрактов в этих объектах. В Ростове уровень вакантности по итогам 2019 года составил 9 тыс. кв. метров.

Как отмечает консультант по аренде коммерческой недвижимости компании «Капитал» Константин Поцелуев, достаточно большая часть рынка складской недвижимости Ростова — помещения 1960–1980-х годов постройки:

— Они и до ситуации с коронавирусом не особо пользовались успехом, поскольку не соответствуют современным требованиям: арендаторы не могут использовать весь объем помещения по максимуму, в частности вертикальное хранение и т. д. Некоторые собственники приходят к решению снести старое здание и построить новое в соответствии с требованиями рынка.

По словам Максима Хмеля, сейчас есть заявки на аренду и покупку качественных складских площадей.

Город N (Ростов)