24.09.07

Рынок контейнерного тоннажа: перевозчики пожинают плоды

UGMK.info; 22/09/07

В августе - первой половине сентября контейнерный рынок, как и прогнозировали фрахтовые брокеры, продолжал укрепляться. В первую очередь ожидается рост ставок в секции контейнеровозов вместимостью 1100 TEU, а также крупнотоннажных контейнеровозов "панамакс" и "постпанамакс".



Практически каждую неделю рассматриваемого периода Braemar Container Index (BCI) увеличивался на 1 пункт и по состоянию на 13.09.07 составил 157,96 пункта. Это пока что наивысшее значение, начиная с ноября 2005 г., т.е. почти за два года.



Динамика Braemar Container Index в середине августа - сентября 2007 года

Контейнеро-вместимость тоннажа, ТEUНаличие грузовых средств Контейнерный индекс
16.08.200730.08.200706.09.200713.09.2007
250G4,845,085,085,08
520G11,211,211,211,48
510GL7,788,068,068,06
750G10,0210,1810,1810,71
1000G16,516,516,516,5
1100G11,4211,7811,8711,96
1600GL21,4121,4121,5421,54
1700G27,1527,6127,8327,98
2000G12,1312,3112,1312,25
2500G12,7712,7712,8913,14
2900GL11,411,411,411,6
3500GL7,617,617,677,67
Итого-154,22155,71156,34157,96


G - с грузовыми средствами
GL - без грузовых средств

Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.



Ожидается, что осенью 2007 г. контейнерный рынок еще более активизируется, и фрахтовые ставки вернутся, как минимум, к уровню IV квартала 2005 г. В первую очередь ожидается рост ставок в секции контейнеровозов вместимостью 1100 TEU, а также крупнотоннажных контейнеровозов "панамакс" и "постпанамакс". Причем многие считают, что это повышение распространится и на I полугодие 2008 г. Для современных контейнеровозов вместимостью 2500 TEU уже в конце сентября ожидается увеличение ставок до 30000 USD/сут. в трехлетнем тайм-чартере.



Правда, не все брокеры разделяют это мнение. Так, анонимный немецкий брокер в своем интервью Fairplay заявил, что контейнерные линии, удовлетворив свои потребности в тоннаже на пике торговли между азиатско-европейскими странами, снизят свою активность в IV квартале 2007 г.



Но, независимо от того, чей прогноз оправдается больше, контейнерные операторы и линейные перевозчики уже пожинают плоды роста ставок. Согласно данным Drewry Shipping Consultants контейнерные тарифы в направлении Дальний Восток-Европа выросли на 15%. Благодаря этому чистая прибыль контейнерного дивизиона AP Moller-Maerskв I полугодии 2007 г. выросла на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.



Представительные тайм-чартерные ставки на контейнерный тоннаж в августе - середине сентября 2007 г.

Контейнеро-вместимость,TEU Период отфрахтования, мес. Тайм - чартерная ставка, USD/сут. Фрахтователь
511128300APL
520369250King Ocean
672249300CMA CGM
6602410200APL
12031214600Delmas
13411214950Maersk
1932617000EUROSEAS
1740241850Wan Hai Lines
4250*2426000CSAV
47876027350-34000CSAV
13100**14455000COSCO
13100***12058000Maersk


* - 4 новостроя со сдачей в 2010 г.;
** - 8 новостроев со сдачей в 2011 г.;
*** - 4 новостроя со сдачей в 2010 г.

Источник: Fairplay

Поставки нового контейнерного тоннажа в августе - начале сентября 2007 г.

Название судна Судостроительная верфь Судовладелец/ оператор Контейнеро-вместимость, TEU
ICE BIRDSainty (Jiangdu)W.Bockstiegel Reederei700
SITC XIAMENKyokuyoCOSCO831
SINAR BITUNGImabariSamudera Indonesia1032
ANNE SIBUMSchichau Seebeck ShipyardReederei Bernd Sibum1036
MAERSK RADFORDJinling ShipyardRoyal P&O Nedlloyd1102
ERKAN KSedef Gemi Endustrisi Kasif Kalkavan ve Ortaklari Kollektaf Sirketi1150
RUILOBAHijos de J.BarrerasCompania Trasatlantaca Espanola1267
INDEPENDENT CONCEPTJiangsu YangzijiangPeter Doehle Schiffahrts1574
SUFMARINE BANDAMAImabariShoei Kisen Kaisha1700
CAP PALMERSTONHyundai MIPOMunchmeyer Petersen1800
YM INTERACTIONChina Yangming Marine Transport1803
MARUBA AFRICAAker MTWConti Holding2122
HANJIN NINGBONaikai ITOCHU2500
HANJIN QINGDAONaikai Doun Kisen2553
CALA PANCALDOStocznia Szczecinska NowaFruttital Distribuzione2785
STADT KOLNHanjin HInstructionThien&Heyenga Bereederungs3398
BAHIA NEGRADaewoo & Marine EngineeringRudolf A. Oetker4134
KOTA SALAMChina WanHai Lines4250
ZIM YOKOHAMADalian IndustryZim Integrated Shipping Services4250
OOCL YOKOHAMASamsung HIOrient Overseas International4500
COSCO BOSTONHanjin HInstructionChina Ocean Shipping5089
MAERSK SEMAKAUHyundai HIA.P.Moller5648
MAERSK KENDALHanjin HInstructionA.P.Moller6200
MAERSK SENANGHyundai HIA.P.Moller6478
MSC PINASamsung HIMSC9178
COSCO ASIAHyundai HIChina Ocean Shipping10000


Источник: Fairplay



Укрепление рынка позволяет контейнерным операторам привлекать значительные кредитные ресурсы для широкомасштабных программ пополнения флота. К примеру, компания Sea Span Corp. привлекла $920 млн. для финансирования строительства 14-ти контейнеровозов на корейской верфи Hyundai Heavy Industry (HHI) и китайской Jiangsu New Yangzi Shipbuilding (JNYS). На HHI будут построены 8 кораблей вместимостью 8500 TEU с вводом их в эксплуатацию в 2009-2010 гг. В качестве обеспечения эти суда уже имеют тайм-чартера с COSCO продолжительностью 12 лет.



Еще четыре судна вместимостью 4250 TEU будут построены на китайской JNYS и после завершения строительства в 2010 г. переданы в чартер CSAV сроком на 6 лет. Оставшиеся 2 контейнеровоза вместимостью 2500 TEU строятся на дочерней верфи JNYS со сдачей в строй в 2009 г. и уже имеют тайм-чартер с K-Line сроком на 10 лет.



По состоянию на конец августа мировой портфель заказов состоял из около 1300 контейнеровозов, что составляет примерно половину существующего флота. При этом более, чем две сотни заказанных судов имеют контейнеровместимость 10000 TEU и выше.



Заказы на контейнерный тоннаж, сделанные в августе - начале сентября 2007 г.

Судостроительная верфь Количество судов, ед. Контейнеро-вместимость, TEU Срок поставки, год/мес
Kouan Industry Co218122009/10
Hyundai HI169662011/3
Hyundai HI8125002011/6
China Shipbuilding Corp4120002009/10
STX9124002010/6
Samsung HI4125622011/6
Samsung HI8132962011/2
Daewoo & Marine Engineering484002010/5
Daewoo & Marine Engineering 6132002011/1
HHIC-Phil4128252010/12


Источник: Fairplay

Подъем рынка контейнерного тоннажа сказался значительной активностью судов "сэконд-хэнд", где в основном имели место "блочные" продажи по 2-6 судов. Уровень цен на подержанный тоннаж, особенно современные суда, заметно увеличился.

Представительные сделки на продажу контейнерного тоннажа "секонд-хэнд" в августе 2007 г.

Название судна Год постройки Дедвейт, т Контейнеро-вместимость, TEUЦена, млн. USD
OPAL1998535051910,2
ARTIC FOX1995785066017
ARTIC OCEAN1995800166017
VEGA DIAMOND200313760107625
SINAR LOMBOK198923724105710
NEWBUILDING RESALE200725899179544
AJAMA199433745190837,5
TIGER BRIDGE199030400222824


Источник: Trade Winds, Optima Reports



Среди не очень многочисленных сообщений об открытии новых контейнерных сервисов безусловное внимание привлекает открытие новой линии Asia-Black Sea Express (ABX) с ротацией портов: Шанхай-Нингбо-Шекоу-Наньша-Порт Келанг-Стамбул-Констанца-Ильичевск и обратно. Указанный выше сервис будет поддерживаться японской Kawasaki Kisen Kaisha (K-Line) совместно c Yang Ming, China Shipping (COSCO) и Zim. На линии будут работать 8 контейнеровозов вместимостью 4250 TEU. Первый судозаход в Ильичевск будет осуществлен 10-11 октября с.г. Это уже второй (после линии Maersk) прямой сервис с Дальнего Востока на Ильичевск, откуда контейнеры на Одессу, Новороссийск и Поти будут доставляться фидерными судами.



Открытие новых сервисов на порты стран СНГ становится возможным благодаря бурному росту их контейнерооборота. Безусловно, по объемам перевалки контейнеров российские и украинские порты в десятки раз отстают от ведущих портов мира, но по темпам роста - пока что опережают. Так, за I полугодие 2007 г. контейнерооборот трех ведущих портов мира (Гонконг, Сингапур и Шанхай) вырос в среднем на 13,4%. В то же время ожидается, что контейнерооборот украинских портов до конца 2007 г. вырастет на 30%, а контейнерооборот Новороссийска только за I полугодие увеличился на 99%. Это хорошая лепта в подтверждение прогноза аналитиков РБК, заявляющих о том, что к 2012 г. российский рынок международных контейнерных перевозок вырастет в 3,4 раза.



Еще одним способствующим фактором является развитие терминальных мощностей в портах РФ. Так, в Новороссийске уже сейчас ведутся дноуглубительные работы, которые в дальнейшем позволят принимать контейнеровозы вместимостью до 4000 TEU и осадкой до 12,5 м. В будущем порт планирует единовременно обрабатывать до четырех контейнеровозов. "Северсталь" собирается увеличить контейнерные мощности "Петролеспорта" в Санкт-Петербурге с 500 тыс. TEU до 1,8 млн. TEU, что обойдется в $250 млн.



Мировой лидер контейнерных перевозок - компания Mediterranean Shipping Company (MSC) в расчете на рост российского импорта планирует построить контейнерный терминал на побережье Финского залива в районе Ломоносова. На строительство терминала, пропускная способность которого на начальном этапе составит 250 тыс. TEU, MSC планирует потратить ?311 млн. В перспективе возможно расширение терминала до мощности в 1 млн. TEU.



В Украине уже достаточно хорошо известны проекты развития контейнерных мощностей портов Ильичевск и Одесса (проект "4М", "сухой порт" и т.д.). Буквально в последние дни объявлено о строительстве еще одного контейнерного терминала в акватории порта Южный. Его пропускная способность должна составить 1,5 млн. TEU в год. Для этого предусмотрены беспрецедентные для Черноморского побережья дноуглубительные работы и строительство причальной стенки длиной 1300 м. Для реализации первого этапа проекта потребуются инвестиции в размере $103 млн., которые собирается привлечь будущий оператор терминала компания "Трансинвестсервис".



Еще одним регионом развития контейнеризации обещает стать Индия. Здесь планируется построить контейнерный терминал в порту Ченнаи, где смогут обрабатываться контейнеровозы вместимостью 13-15 тыс. TEU. Согласно информации Trade Winds, глубина у причалов на новом терминале составит 18 м, а протяженность причального фронта - 2 км. Строительство терминала обойдется примерно в $650 млн. В развитие контейнерного терминала в еще одном индийском порту Мундра планируется инвестировать $271 млн. В качестве инвестора выступит индийская компания Adani, 26% акций которой, в свою очередь, планирует приобрести французская CMA CGM.