20.11.08

С асфальта на рельсы

Кристиан Джанелла, представитель в России Французского агентства по привлечению иностранных инвестиций (AFII)

Учитывая постоянные пробки на дорогах, а также рост цен на топливо, железнодорожные перевозки товаров являются конкурентоспособной альтернативой автомобильному транспорту и должны стать предпочтительными в будущем. Законопроекты, предложенные на основе решений Гренельского экологического форума, проведённого в ноябре 2007 года, ориентированы на увеличение процента грузов, которые не перевозятся автомобилями, до 25% к 2012 году (в настоящее время такой фрахт составляет 12%) и на снижение выбросов углекислого газа на 20% к 2020 году.

С 2003 года независимым железнодорожным операторам было разрешено осуществлять свою деятельность на территории Франции. Железнодорожная инфраструктура является сферой ответственности Французской сети железнодорожных путей (RFF), которая выдаёт компаниям-перевозчикам лицензии на использование путей и свидетельства об их соответствии требованиям безопасности, а также обеспечивает обучение персонала.

Дерегулирование железнодорожных грузовых перевозок произошло 31 марта 2006 года, и в настоящее время учреждается Железнодорожная регулятивная комиссия (CRAF), ответственная за предоставление свободного доступа к рынку всем железнодорожным операторам.

Появились также частные операторы наряду с традиционными местными, занимающиеся перевозками грузов в специализированных вагонах, включая химические вещества, пищевые продукты (зерновых культур) и насыпных грузов (цемента, гравия).

Новые компании часто являются филиалами традиционных операторов: например, DB Schenker (Германия), Euro Cargo Rail (филиал британской группы EWSI), BLS Cargo (Швейцария), CFF Cargo (филиал Швейцарских железных дорог), CFL Cargo (Люксембургские железные дороги и ArcelorMital), VFLI (филиал французской компании SNCF), Veolia Cargo (филиал компании Veolia Transport), Rail 4 Chem (немецкая компания BASF), и Europorte 2 (филиал группы Eurotunnel).

Комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки хорошо развиваются в контейнерном секторе.

Переход от перевозок тяжёлых грузов автомобильным транспортом к их доставке по железной дороге расширяется с развитием вместимости вагонов на больших осях для перевозки негабаритных грузов. Также большую роль играет внедрение специализированного подвижного состава с использованием общепринятой или новой технологии – например, прицепного вагона Modalohr (грузовик-железнодорожный вагон). Классический комбинированный транспорт представлен во Франции компаниями Naviland (бывшая CNC) и Novatrans.

Эти технологические разработки осуществляются наряду с развитием инфраструктуры. В частности, планируется открытие железнодорожного сообщения между Перпиньяном и Люксембургом, строятся крупные трансальпийские туннели. Например, железнодорожный туннель Лотшберг (Готард), прокладываемый с севера на юг, будет завершён строительством соединительных веток, ведущих с севера на запад и с юга на восток.

Кроме того, строится Альпийская железная дорога, а также смежные туннели для перевозок негабаритных грузов между Лионом и новым въездом в Модан.

Возведение объектов инфраструктуры включает строительство железнодорожного туннеля Лион –Турин, который является главным звеном в европейской сети железных дорог, связывающим регионы от Барселоны до Будапешта.

«Гудок», 20.11.2008