02.04.07

С авианакладной по автотрассам

В этом номере мы открываем новую рубрику «Диалог с читателем». Силами специалистов мы постараемся обсудить возникшие проблемы или неординарные ситуации.

В этот раз мы поговорим о перевозке грузов автомобильным транспортом по авианакладной. Прежде всего, нашего читателя волнует «цена вопроса», ведь доставка грузов автомобилем значительно дешевле, нежели самолетом, поэтому возникает проблема: стоит ли переплачивать за неоказанную услугу?

От тех, кто занимается международными перевозками, часто приходится слышать: а можно ли доставить груз из Франкфурта или любого другого авиационного хаба, находящегося за рубежом, в Россию авиатранспортом и избежать очередей на грузовом терминале при аэропортах? Некоторые экспресс-перевозчики эту нелегкую задачу решают вполне успешно. Спросите, как? Все проще, чем кажется на первый взгляд.

На регулярный рейс, если это не грузовой чартер, много груза не возьмешь. Тем более что такие авиакомпании, как Lufthansa Cargo и Swiss (и ряд других), используют узкофюзеляжные воздушные суда, на которых невозможны перевозки большого объема обычного груза и уж тем более крупногабаритного и тяжеловесного.

А между тем выход есть: это перевозка грузов автомобильным транспортом. Вы спросите, а причем тут авто-, если речь об авиа-? А вот в этом и заключается секрет экспресс-перевозчиков. На территорию РФ автомобильным транспортом могут ввозиться грузы, даже если они оформлены по международным авиационным накладным и авиационным манифестам с указанием номера рейса авиакомпании, в полном соответствии с правилами осуществления международных авиационных перевозок. Ведь сдавая груз на грузовой терминал и оплачивая тариф за авиаперевозку, Вы не можете быть уверены в том, что Ваш груз не поедет автомобильным транспортом. А разницу в тарифе авто-/авиа-, я думаю, Вы в состоянии просчитать сами.

Вы спросите, а как таможня пропустит груз, если он был оформлен авиа-, а поедет авто-? А никто и не запрещает! Более того, есть даже разъяснительное письмо ФТС от 23 августа 2006 года № 01-18/29495 «О таможенном оформлении». Суть его заключается в следующем. Таможенные органы, указанные в приложении 1, являются специализированными таможенными органами, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в открытых в соответствии с установленным порядком воздушных пунктах пропуска через государственную границу РФ воздушного транспорта, а также товаров, перемещаемых в рамках заключенного договора авиаперевозки с использованием международной авианакладной (Приказ ФТС от 20.05.2005 г. № 469 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом», зарегистрирован Минюстом от 22.06.2005 г., рег. № 6743).

Из этого следует, что таможни, указанные в приложении 1, вправе совершать таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых в рамках заключенного договора авиаперевозки с использованием международной авианакладной иным видом транспорта, отличным от воздушного. Так что считайте, уважаемые господа, думайте.

Максим Перевозчиков

Справка Логинфо:

Авианакладная (Air waybill) - это накладная на перевозку товаров воздушным транспортом.

Авианакладная (Airwaybill) - документ, который выписывает грузоотправитель или его агент и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Авианакладная удостоверяет (а) заключение договора перевозки, (б) принятие товара к перевозке и (в) условия перевозки. Авианакладная может использоваться как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИЛИ ЭКОНОМИЯ?
ЧТО ВАЖНЕЕ - СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ИЛИ ТРАНЗИТНОЕ ВРЕМЯ?

Николай Войнов,
директор по операционной деятельности TNT Express в России

Следует признать, что перевозка груза через авиакомпании - это достаточно распространенная и абсолютно нормальная схема работы многих авиакомпаний по всему миру. Но к экспресс-доставке, на мой взгляд, эта схема прямого отношения не имеет, хотя мы тоже на некоторых участках используем автомобильный транспорт или те же самые авиакомпании, как и другие системные интеграторы.

Как мне кажется, в данном случае вопрос не только и не столько в экономии денег авиакомпаниями (хотя безусловно и это принимается в расчет при организации перевозки), а, в первую очередь, в целесообразности использования того или иного вида транспорта в каждом конкретном случае. Обычно такие вещи четко прописываются в договоре о том, что перевозчик имеет полное право сам устанавливать маршрут перевозки и выбирать вид транспорта. Т.е. здесь действуют те же правила, что и при приобретении любых товаров и услуг. Перед покупкой нужно внимательно ознакомиться с договором и условиями сделки и закрепить определенные условия, если они четко не прописаны в договоре сразу и являются для клиента принципиальными.

И даже способ транспортировки непринципиален! Важно соблюдение транзитного времени. Если оно соблюдается согласно договору, то нет особой разницы в том, как груз перемещался из точки А в точку В, самолетом, грузовиком или паромом. Безусловно, услуга по отправке «9:00 Express», предоставляемая TNT, осуществляется авиатранспортом, а отправления Economy Express – преимущественно автомобильным и комбинированным видами транспорта. Наши клиенты сами выбирают вид услуги, который им наиболее подходит. И они могут в режиме on-line отслеживать прохождение своего отправления. В момент заказа перевозки они могут получить консультацию по транзитным временам и условиям транспортировки.

А с таможенной точки зрения здесь абсолютно все легально, читатель прав.

Евгений Привалов,
начальник управления международных перевозок ГК «Армадилло»

На мой взгляд, тема является несколько надуманной и к экспресс-доставке имеет весьма призрачное отношение. В то же время сервис по доставке грузов в смешанном сообщении (сочетание авиа- и автоперевозки по единому транспортному документу (авианакладной)) весьма востребован на рынке международных перевозок и предоставляется рядом таких ведущих авиакомпаний, как Lufthansa, Delta, Finnair и др. Как правило, между крупными международными аэропортами груз перевозится регулярными авиарейсами (т.к. воздушные суда на этих маршрутах позволяют принимать достаточно объемные и тяжеловесные грузы с использованием средств пакетирования), а затем перегружается на автотранспорт для доставки в аэропорт назначения. При этом перевозка осуществляется по единой авианакладной под ответственность авиакомпании-перевозчика. Соответственно, заказчику предлагается единый тариф на всю перевозку что, несомненно, является дополнительным удобством. Что касается правового аспекта таких перевозок, то следует отметить, что грузовая авианакладная является договором на перевозку, заключенным между грузоотправителем и авиакомпанией-перевозчиком. Условия этого договора отражены на бланке авианакладной, где, в частности, указано, что «Перевозка всего груза допускается другим перевозчиком или иным видом транспорта, включая автомобильный, если отправителем ниже не оговорены специальные указания...». Кстати, эти «авторейсы» отражены в расписании авиакомпании и имеют специальную кодировку.

В качестве иллюстрации можно привести ряд удачно реализованных ГК «Армадилло» перевозок, например доставку заготовок для дизельных двигателей из Челябинской области в г. Питтсбург США по заказу компании «General Electric». Груз в количестве 8 мест/7836 кг был отправлен регулярным рейсом авиакомпании «Delta Airlines» Москва – Нью-Йорк. На следующий день он уже находился на регулярном авторейсе Нью-Йорк – Питтсбург согласно произведенному бронированию.

Алексей Кондратьев,
руководитель отдела авиаперевозок «Instar logistics»

Практика доставки авиационных грузов с использованием автотранспорта очень распространена в Европе и Северной Америке, и этому есть несколько причин:

  • упрощенные таможенные процедуры, которые фактически стирают границы между странами;
  • малые расстояния, в связи с чем автодоставка по скорости вполне сопоставима с авиа-;
  • неэффективность использования широкофюзеляжных самолетов на малых расстояниях.

Используя автодоставку, авиакомпании расширяют свои возможности по доставке крупногабаритных грузов, а также значительно расширяют свою географию. Ведь теперь чтобы доставить груз регулярными рейсами, грузовыми или пассажирскими, в какой-нибудь небольшой город, в который не летают самолеты, способные перевезти подобный груз, достаточно отправить его авиацией до хаба или любого другого крупного аэропорта, а далее отправить автотранспортом. Более того, можно вообще обойтись без аэропорта в городе назначения, достаточно иметь таможенный склад, готовый принять данный груз и обработать его.

В последнее время иностранные авиакомпании и в частности европейские достаточно агрессивно входят на рынок российских авиаперевозок, принося с собой новые технологии и методы работы, в том числе и доставку авиационных грузов автомобилем. При бронировании грузовой авиаперевозки авиакомпании всегда сообщают, каким видом транспорта будет доставлен ваш груз и по какому маршруту. Соответственно клиент вправе сам выбирать заранее способ доставки и сроки.

Оксана Шпитальникова,
менеджер по развитию таможенной деятельности DHL в России

Практика DHL как крупнейшего оператора в сфере экспресс-доставки показывает, что схемы, описанные в данном материале, не имеют отношения к экспресс-перевозке. Наша компания использует различные виды транспорта для доставки грузов своих клиентов. Спектр предлагаемых услуг DHL довольно обширен, поэтому клиенты имеют возможность выбора: заказать более срочную, но и более дорогую доставку авиатранспортом, либо использовать экономичный автомобильный транспорт с соответствующим увеличением времени транспортировки. Таким образом, уже в момент принятия заказа на перевозку известен способ доставки груза и, соответственно, все необходимая для этого документация. Кроме того, на всем пути следования груза в любой момент клиент имеет возможность отследить место его нахождения. А соблюдение взятых на себя обязательств по срокам доставки и прозрачность схемы транспортировки и транспортных тарифов являются главным принципом экспресс-перевозчиков.

Читатель верно отметил возможности доставки грузов автомобильным транспортом в зоны деятельности специализированных таможенных органов, чья компетенция ограничивается совершением таможенных операций в воздушных пунктах пропуска, с использованием международной авианакладной. Для авиакомпаний и их агентов это вопрос исполнения обязательств перед клиентами при ограниченной вместимости воздушных судов, для клиентов компаний экспресс-перевозчиков – это выбранная в зависимости от скорости и стоимости транспортировки услуга.

P.S. от Максима Перевозчикова

Мой совет потенциальным клиентам ТЭК, экспресс-компаниям и т.д. При заключении контракта на перевозку требуйте указания по каждой перевозке делать разбивку, как по тарифам, так и по транзитному времени. Например, при заключении контракта на перевозку:

1) Авиаперевозка SVO(или DME)-FRA - 00000.00 руб. Время - 12 часов (время указано примерно, см. расписание а/к)

2) Автоперевозка и таможня FRA-Канн-FRA - 00000.00 руб. - одни сутки (как в Канны, так и обратно, на круг - 2 суток)

3) Авиаперевозка FRA-SVO ( или DME )- 00000.00 руб. -12 часов

Итого: 000000 руб.

SVO - Шереметьево
DME - Домодедово
FRA - Франкфурт
Канн - Канны

При этом желательно указывать время вылета, № рейса в соответствии с центральным расписанием аэропорта или авиакомпании и т.д.

Думайте, уважаемые господа, как нам возить: или платить чрезмерно дорого за фактически не оказанную услугу, или сообща все-таки навести порядок. Ведь в конечном счете страдаем все мы, т.к. это сказывается на стоимости товара.

Логинфо