24.06.10

Самостоятельные терминалы

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) подготовила приказ об освобождении от государственного регулирования тарифов на перевалку грузов 13 стивидорных компаний, работающих в петербургском порту

Служба собирается отказаться от установки тарифов, в частности, для крупнейших владельцев петербургских терминалов — четырех стивидорных компаний, входящих в холдинг «Морской порт Санкт-Петербург», Петербургского нефтяного терминала, «Петролеспорта», Первого контейнерного терминала, Морского рыбного порта.

ФСТ устанавливала тарифы стивидорам, поскольку они являются естественными монополистами.

В результате проведенного исследования чиновники службы выяснили, что в петербургском порту работает 26 стивидоров, присутствует конкуренция и ни одна из компаний не является монополистом, объяснил представитель пресс-службы ФСТ, поэтому в качестве эксперимента им предоставлена возможность самостоятельно определять цены на свои услуги. Но, говорит представитель службы, ФСТ будет следить за ценовой политикой стивидоров. По проекту приказа они должны будут ежеквартально представлять ФСТ бухгалтерскую отчетность и объемы переваленных грузов, а также цены. Приказ утверждает правление ФСТ, это произойдет не ранее июля, сообщил представитель службы.

Отмена госрегулирования вряд ли скажется на уровне портовых тарифов, считает представитель Петербургского нефтяного терминала (ПНТ). ПНТ работает в условиях жесткой конкуренции со стороны терминала «Лукойла» в Высоцке и прибалтийских портов, поэтому поднимать свои расценки не собирается, утверждает он. Последний раз ФСТ утверждала тарифы для ПНТ в 2000 г., с тех пор они не менялись, сообщил представитель ПНТ. В сложившейся на рынке ситуации никто не будет повышать тарифы на погрузоразгрузочные работы, поскольку это может повлечь перераспределение грузопотоков в пользу конкурентов, считает представитель пресс-службы Национальной контейнерной компании (владеет Первым контейнерным терминалом).

У стивидоров появляется дополнительный инструмент для конкурентной борьбы, полагает председатель совета директоров Морпорта СПб Игорь Федоров, — компании смогут гибче реагировать на рыночную ситуацию, например, предоставляя скидки крупным клиентам. В этом году Морпорт СПб планирует открыть на территории Четвертой стивидорной компании первую очередь нового контейнерного терминала мощностью 350 000 TEU.

Пока на терминалах петербургского порта из-за кризиса свободны около 20% мощностей, считает директор логистической компании Grimex Trade & Logistic Дмитрий Васильев. Но грузопоток постепенно растет, вместе с ним будут подниматься и тарифы, думает он. Вряд ли рост будет мгновенным, но в течение года оборот контейнеров может восстановиться до докризисного.

Ведомости; 24.06.10