31.08.22

Санкции при параллельном импорте не считаются форс-мажором

При параллельном импорте из недружественных стран на территории РФ за перевозку товаров ответственность несет организатор перевозки. Причем действие санкций в данном случае не рассматривается как форс-мажорное обстоятельство, неодолимо препятствующее приобретению товара.

Об этом предупредила адвокат в сфере ВЭД, учредитель АК «Право для бизнеса» Оксана Курочкина в своем выступлении в рамках делового семинара «Расчеты по ВЭД для пользователей транспортных услуг в новых условиях». В докладе были освещены особенности приобретения и оплаты товаров через третьи страны.

Это крайне важно, поскольку за доставку груза организатор перевозки отвечает в полном объеме. Иными словами, в рамках российского законодательства – включая соблюдение сроков выполнения заказа. Если он берется за предоставление сервиса, то обязан при этом предусмотреть схему доставки груза при параллельном импорте из недружественных стран.

При этом согласно российскому законодательству в договоре могут быть оговорены особые условия. Если этого нет, то никакие ссылки на форс-мажор российским судом во внимание не принимаются.

Исключение может быть сделано только в том случае, если в ходе реализации договора доставки появились новые макроэкономические обстоятельства. Скажем, введен дополнительный пакет санкций, которых ранее не было, или банк, ответственный за транзакцию по оплате заказа, был внесен в черный список в странах коллективного Запада.

Однако сам по себе запрет с их стороны на ввоз в РФ той или иной продукции не означает, что подобная транспортировка не может быть осуществлена. Организатору перевозки необходимо предусмотреть все обстоятельства. Иначе придется отвечать перед российским законом за сбои, допущенные в пути.

РЖД-Партнер