18.02.09

Шаг вперед, два назад

К чему приведет Калининград повышение пошлин на телевизоры.

Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике одобрила проект изменений в таможенное законодательство РФ - пошлины на жидкокристаллические (ЖК) телевизоры решили повысить с 10 до 15 процентов (читайте об этом в «Комсомолке» от 14 февраля). Некоторые участники рынка поспешили назвать это решение компромиссным.

Однако пошлина в 10 процентов в условиях наступившего во всем мире падения спроса на потребительские товары привела к тому, что основные бренды перенаправили из России свою комплектацию для дозагрузки собственных мощностей в той же Восточной Европе. А в Россию этот товар поступает уже в готовом виде с уплатой ввозной пошлины. В это время только в одной Калининградской области шесть компаний вынуждено сократили производственные мощности и, как следствие, рабочие места - с 12 тысяч до 2,6 тысячи.

В конце прошлого года состоялась встреча министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной с российскими производителями электроники и бытовой техники в Калининградской области. На вопрос министра, что необходимо сделать, чтобы сохранить рабочие места, присутствующие заявили: «Необходимо создать условия, при которых брендодержателям станет выгоднее производить в России, чем завозить готовый продукт». Министр поддержала идею и потребовала от всех собравшихся срочной проработки вопроса.

После этого незамедлительно были проведены переговоры с основными брендами, все они высказались однозначно: ввозная пошлина в районе 25 процентов создает условия, при которых им целесообразнее отдавать комплектацию на производство российских заводов. Прорабатывался и другой вопрос - что произойдет в случае повышения пошлины не до 25 процентов, а только до 15 процентов. И пришли к выводу: кроме повышения цен на товары в рознице на 5 процентов и увеличения собираемости ФТС ввозной пошлины на телевизоры, больше ничего.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Во-первых, повышение ввозной таможенной пошлины приведет к росту цены для конечного потребителя. Во-вторых, обеспечит сиюминутную собираемость и поддержку бюджета на ввозе ФТС. В-третьих, сделает более привлекательными «серые» и «черные» импортные схемы. В-четвертых, почти не приблизит к перемещению сборки электроники в производственный сектор России - тот самый, который обеспечивает занятостью и работой десятки тысяч граждан (что так важно в условиях кризиса), а не узкую группу «импортеров», интересы которых так умело лоббируются отдельными чиновниками.

В свете всего сказанного можно уверено сделать вывод: данное решение нисколько не компромиссное, а лишь половинчатое, не ведущее к созданию в России своей перерабатывающей промышленности в тех отраслях, где это совершенно реально экономически и социально оправданно.

Комсомольская правда в Калининграде; 18.02.09