16.09.16

Шелковый путь: стратегия интеграции

Возрождение Шелкового пути – стратегическая задача, призванная реализовать «окно возможностей» для Казахстана, возникшее в ходе сложных процессов глобализации, изменения географии мирового производства и повышения в структуре потребления доли товаров с высокой добавленной стоимостью.

Интенсивное развитие Китая, перевозки из которого более чем на треть состоят из высокотехнологичной продукции с коротким циклом спроса, обуславливает привлекательность трансконтинентальных сухопутных маршрутов через Казахстан. Стоимость доставки по этому маршруту сопоставима с морским путем, хотя время доставки – в 3 раза меньше.

С учетом этого Казахстан развивает и поддерживает создание транспортных коридоров, которые позволят осуществлять мультимодальный транзит через территорию Казахстана. Первым шагом к становлению этой страны в качестве транзитного хаба стало создание на базе АО «НК «Қазақстан темір жолы» транспортно-логистического оператора международного уровня.

Сегодня это многоуровневый вертикально интегрированный транспортно-логистический холдинг, объединяющий логистические и перевозочные компании, терминальную и магистральную инфраструктуру всех видов транспорта.

Развивая необходимые компетенции и активы, предлагая на рынке новые мультимодальные сервисы, компания успешно реализует указанную стратегию, что наглядно отражается в динамике объемов транзитных мультимодальных перевозок. Последние пять лет объемы контейнерных перевозок по маршруту, проходящему через территории Китая, Казахстана, России, Беларуси и Европы, растут в геометрической прогрессии, удваиваясь каждый год.

Достижение поставленных целей обеспечивается развитием и продвижением сервиса скоростных контейнерных поездов, кастомизацией транспортных продуктов и обеспечением высоких технологических стандартов транспортных продуктов.

Активная маркетинговая деятельность по продвижению транспортно-логистических продуктов компании позволила привлечь новых крупных клиентов на глобальном рынке. На сегодня АО «НК «Қазақстан темір жолы» осуществляет вывоз грузов из 11 провинций Китая: Чжэнчжоу, Чунцин, Ухань, Чэнду, Сиань, Шэнчжэнь, Цзянсу и других.

Все грузопотоки, следующие из Китая в страны Европы и Центральной Азии, консолидируются в свободной экономической зоне (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота» на границе с Китаем. По своему значению в системе трансконтинентальных мультимодальных перевозок «Хоргос – Восточные ворота» выполняет стратегическую роль, аналогичную Суэцкому каналу. В настоящее время завершено строительство «сухого порта» и инфраструктуры на территории СЭЗ. Планируемый объем обработки грузов к 2020 году составляет 4,4 млн тонн в год.

Потенциальные инвесторы Китая проявляют большой интерес к реализации логистических проектов и организации промышленного производства на территории СЭЗ. По предварительным оценкам, сумма инвестиций составит 1 млрд долларов США.

Для полной реализации транзитного потенциала Казахстана развивается Транскаспийский маршрут из Китая в страны Кавказа, Турцию и Европу, маршрут из Китая в страны Персидского залива через Казахстан и Туркменистан, и коридор «Север – Юг», проходящий по территории России, Казахстана, Туркменистана и Ирана.

11 марта 2016 года в Астане состоялась встреча президента АО «НК «Қазақстан темiр жолы» Аскара Мамина и главы ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова. В ходе встречи обсуждены вопросы дальнейшего развития сотрудничества в сфере транспорта и логистики.

Во время переговоров стороны акцентировали внимание на дальнейших мерах по увеличению объемов перевозок, созданию благоприятных условий для наращивания транзитного грузопотока по территориям двух стран. Особой темой обсуждения стало дальнейшее развитие Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), созданной в ноябре 2014 года железнодорожными администрациями России, Казахстана и Беларуси. Компания действует как оператор железнодорожных транзитных контейнерных сервисов в сообщении Китай – Юго-Восточная Азия – ЕС и в обратном направлении, а также в иных железнодорожных сообщениях.

Мамин и Белозеров положительно оценили первые практические результаты работы ОТЛК, как интегратора контейнерных сервисных услуг, и отметили важность выработки общих подходов для дальнейшего функционирования данной компании, принятия нового соглашения о базовых принципах развития ОТЛК.

В ходе встречи также были рассмотрены вопросы транспортировки казахстанских экспортных грузов через российские порты в третьи страны. Достигнута договоренность о полном согласовании всех заявок на перевозки нефтегазовых продуктов через порт Тамань, химических грузов, минеральных удобрений, а также черных металлов – через порт Новороссийск. По результатам переговоров главами железнодорожных администраций был подписан Протокол двусторонней встречи.

АО «НК «Қазақстан темір жолы» расширяет пропускную способность магистральной железнодорожной сети, развивает сеть автомобильных дорог, создает необходимую логистическую инфраструктуру трансконтинентальных маршрутов от побережья Тихого океана до Персидского залива и Балтии, а также наращивает морской флот Казахстана. Все это позволяет интегрировать Казахстан в международные транспортно-коммуникационные потоки.

Развитие трансконтинентального направления, использование транзитного потенциала позволяет предоставлять более качественный транспортный сервис для клиентов Казахстана и России и обеспечивать развитие экономик наших государств.

Готовится к выходу в свет журнал «Партнер ТПП РФ», приуроченный к XIII форуму межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в октябре 2016 года в Астане с участием лидеров двух государств. ТПП-Информ готовит этот выпуск в тесном взаимодействии с торговым представительством РК в РФ. Настоящая публикация войдет в печатную версию издания.

В 2016 году объем перевозок контейнеров в направлении Азия – Европа в 100 раз превысит уровень 2011 года.

К 2020 году объем перевозок контейнеров планируется довести до 800 тысяч двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ).

Доля доходов от транзитных перевозок достигла 35%, в среднесрочной перспективе ставится задача довести показатель до 50.

ТПП-Информ