27.11.08

Счёт за рельсы

Латвия разрабатывает новую тарифную сетку, а перевозчики требуют национальную транспортную стратегию

Латвийская железная дорога (Latvijas dzelzcels) планирует поднять тарифы на грузоперевозки с января 2009 года не менее чем на 10 – 12%.

Правда, последнее слово здесь за государственным регулятором общественных услуг, который, однако, не спешит с принятием окончательного решения. А его в условиях углубляющегося финансового кризиса перевозчики ждут с нетерпением.

Не дождавшись решения властей, они обсудили злободневную тему платы за рельсы на республиканской конференции по транспортной логистике, которая недавно прошла в Риге.

Увеличивать железнодорожные тарифы в период кризисной ситуации на рынке грузоперевозок – непопулярная мера. Но железнодорожники пытаются сделать это ввиду изменившихся не в лучшую сторону реалий транзитного рынка, увеличения затрат на содержание объектов инфраструктуры, поделился с «Гудком» своим мнением специалист брокерской транспортной компании Юрий Захаров.

А вот Янис Юрканс, президент Балтийской ассоциации транспорта и логистики, считает, что возможный подъём тарифа за счёт роста платы за пользование инфраструктурой необходимо пересмотреть. Более того, г-н Юрканс уверен, что для ограничения отрицательных последствий экономического кризиса дорога должна разработать тарифную сетку на несколько лет вперёд (сейчас тариф индексируется дважды в год), что позволило бы заключать долгосрочные договоры с клиентами.

Это позволит «привязать» их на достаточно долгие сроки к латвийскому транспортному коридору.

«Сегодня транспортная отрасль Латвии находится в состоянии стагнации, и необходимо принимать энергичные, динамичные меры», – сказал «Гудку» Янис Юрканс.

По его данным, развитие транзита тормозится из-за отсутствия единой транзитной политики, а также неудовлетворительных взаимоотношений с восточными соседями, которые налаживаются слишком медленно.

Кроме того, считает г-н Юрканс, нормативная законодательная база Латвии чрезвычайно сложна, а бюрократические препоны ощутимо препятствуют грузопотокам.

В своём докладе на конференции председатель Балтийской ассоциации транспорта и логистики отметил также некомпетентные таможенные структуры, плохое состояние автотрасс республики и железнодорожных линий, низкую пропускную способность КПП на латвийско-российской границе.

Для оздоровления транзитного бизнеса в Латвии необходимо разработать единую транспортную стратегию, добиться его поддержки на государственном уровне и лоббировать интересы предпринимателей в Европе, уверен г-н Юрканс.

Участники конференции много внимания уделили развитию взаимовыгодных отношений с восточными соседями. Всеобщее внимание вызвало сообщение о том, что с 1 января 2009 года «Российские железные дороги» намерены применять значительные скидки на перевозку контейнерных грузов в Латвию и обратно. Об этом сообщил представитель министерства сообщения страны Георг Лансманис: «С Россией достигнуто соглашение о том, что со следующего года к контейнерным грузам будет применяться специальный тариф, который применяется ещё только к двум странам – Финляндии и Германии. Это результат нашей совместной настойчивой двухлетней работы».

Г-н Лансманис отметил при этом, что российская тарифная политика по-прежнему направлена прежде всего на обеспечение успешной деятельности собственных портов.

«Мы надеялись, что в связи с желанием России присоединиться к Всемирной торговой организации введение недискриминирующих тарифов в отношении стран Балтии произойдёт автоматически. Однако, похоже, эта тема для Москвы уже не актуальна и нам придётся полагаться только на собственную инициативу и настойчивость в переговорах с соседями», – пояснил г-н Лансманис.

Планируется добиться скидок на различные виды грузов, но пока с 1 января скидки будут применяться только к контейнерным перевозкам, которые становятся ведущими в тягостные времена финансового и экономического кризисов.

Симптоматично, что Москва предпринимает в последнее время усилия по координации работы железных дорог с портами. Такая задача была поставлена, в частности, российской стороной в ходе 49-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ и Балтии, которое прошло на прошлой неделе в Киеве.

«Для усиления координации международных перевозок и улучшения взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта необходимо подумать над созданием оперативного органа, отвечающего за текущую координацию эксплуатационной деятельности при международных перевозках, связанных с использованием морских портов», – заявил в своём выступлении в ходе форума министр транспорта РФ Игорь Левитин.

На важность координированной работы указал и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. «Мы должны наконец прийти к такому уровню сотрудничества, при котором погрузка будет осуществляться в строгом соответствии с планом», – заявил глава РЖД.

Справка «Гудка»
В 2007 году транзитные услуги, предоставленные портами Латвии, оцениваются в 365,8 млн евро. При этом за первое полугодие 2008 года стивидоры Рижского порта предоставили экспортные услуги на сумму 51,44 млн евро, что на 76% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда эта сумма составила около 30 млн. Транзитные услуги Вентспилского порта за первое полугодие текущего года оцениваются в 47,1 млн евро (+17%), услуги Лиепайского порта – 7,41 млн евро (+5%).

«Гудок», 27.11.2008