21.08.08

Шлагбаум для автомобилевоза

Власти Финляндии объявили о том, что они рассматривают возможность ограничить передвижение автомобилевозов, следующих транзитом в направлении РФ. Данная мера должна была стать ответом на повышение Россией экспортных пошлин на вывоз необработанной древесины. В свою очередь, российские перевозчики пока сомневаются в том, что финским властям удастся существенно повлиять на ситуацию и заметно ограничить проезд машин по территории соседней страны.

Первые резкие заявления со стороны финских властей появились летом, вскоре после введения Россией запрета на перевозки автомобилей через пропускной пункт Ваалимаа – крупнейший на российско-финской границе, а также повышения экспортных пошлин на лес-кругляк. Так, согласно апрельскому Постановлению Правительства РФ №304, «ввоз в Россию из Финляндии моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки десяти и более человек, включая водителя, а также легковых автомобилей и прочих моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, включая грузо-пассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили, допускается только через автомобильные пункты пропуска (АПП) Брусничное – Нуямаа и Светогорск – Иматра». Ранее в районе российско-финской границы работало восемь автомобильных пунктов пропуска, на которых ранее можно было оформлять ввозимые юридическими лицами автомобили.

«Хаос усилился после того, как Россия запретила ввозить автомобили через Ваалимаа», – прокомментировала недавно министр транспорта Финляндии Ану Вехвилайнен. В качестве ответной меры финские власти пообещали всерьез рассмотреть возможность ограничения перевозок автомобилей по своей территории, особенно на юге Карелии, если Россия не отменит свой запрет, а также введение платы за транзит товаров по территории страны в сторону РФ. Плату за транзит товаров финское правительство планировало направлять лесопромышленным компаниям на компенсацию оплаты пошлин.

На днях ситуация еще более обострилась после заявления министра внешней торговли и развития Финляндии Пааво Вайеринена. По данным ИА «Интерфакс», на официальном сайте финского правительства опубликовано мнение П.Вайеринена о том, что он удовлетворен решением правительства Финляндии о введении дорожных сборов для крупнотоннажного транспорта. По словам министра, средства от сборов будут направляться внутренним перевозчикам путем снижения транспортного налога, что поставит их в одинаковые условия с иностранными коллегами. Г-н Вайеринен уточнил, что дорожные сборы могут быть введены уже в следующем году, при этом не уточнив их сумму. Кроме того, финский министр отметил, что дорожные сборы не являются альтернативой плате за стоянку грузовиков на территории Финляндии и плате за транзит грузов, вопрос о введении которых финское правительство рассмотрит позже.

Отметим, что объем транзита автомобилей через финские порты в 2008 году может составить около 1 млн ед. Машины доставляют паромами до финских портов, там перегружают на автовозы и везут до Москвы. Это связано прежде всего с тем, что порт в Санкт-Петербурге не обладает достаточными мощностями для разгрузки и хранения товаров. К тому же при перевозке через финскую границу сокращается и объем хищений, отмечают участники перевозочного процесса.

За последние годы транзитный автомобильный бизнес принес казне Финляндии миллионы евро. Это сборы за судозаходы, терминальные операции и сам процесс транспортировки. По оценкам самих компаний, каждая машина дает финской казне не менее ?100–120. Зарабатывать больше финнам не позволяет только то, что бизнес по перевозке автомобилей из портов до границы и далее по территории РФ практически полностью находится в руках самих россиян, а также логистических и перевозочных компаний стран СНГ.

Возможно, поэтому участники перевозочного рынка и сомневаются в том, что меры по ограничению числа транзитных автомобилевозов будут приняты. «Реально ограничить этот поток финны не смогут. Во-первых, у них для этого мало возможностей: можно придержать за счет более длительного оформления наши порожние автомобили или ввести какую-то плату. Других рычагов я не вижу. Во-вторых, это ударит по самим же финнам: пойдет снижение поступлений от транзита. Кроме того, появится недовольство при любых сбоях грузоотправителей, отправляющих товары в Россию через финские порты», – рассуждает представитель Минтранса. С ним соглашается заместитель руководителя северо-западного отделения АСМАП Константин Шаршаков. «В данной ситуации, возможно, будут введены компенсационные платежи на российский транспорт, следующий транзитом», – подчеркивает он.

Выходом из ситуации могут стать строящиеся автомобильные терминалы, которые смогут перетянуть на себя часть транзитного потока. В частности, по словам начальника по маркетингу VR Cargo Матти Андерссона, до недавнего времени в России не имелось терминалов, подходящих для железнодорожных перевозок автомобилей. «Мы ожидаем, что ситуация здесь скоро изменится в связи с вводом в действие нового терминала «РейлТрансАвто» на ст. Михнево», – прогнозирует он.

РЖД-Партнер; 21.08.08