28.11.17

СФ ожидает ответов из ведомств по «частным» пунктам пропуска на границе РФ

Ранее говорилось о том, что из 46 дальневосточных пунктов пропуска 41 находится в частной собственности, и только 4 пункта полностью соответствуют закону

REGNUM Комитет Госдумы по обороне и безопасности направил запросы в правительство РФ и правоохранительные органы для прояснения ситуации с частными пунктами пропуска в Приморье. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 27 ноября сообщил зампред комитета Совфеда по обороне и безопасности Александр Ракитин.

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко по предложению члена верхней палаты парламента Светланы Горячевой поручила комитету по обороне проанализировать работу частных пунктов пропуска и через месяц представить предложения.

«Мы начали рассмотрение поручения председателя Совета Федерации, направили соответствующие запросы в федеральные органы исполнительной власти, ожидаем ответы, после чего проанализируем их и будем готовы говорить на эту тему предметно», — заявил Ракитин.

Парламентарий напомнил, что в свое время Госдума приняла закон, предполагающий государственно-частное партнерство в этой сфере. И сейчас, отметил Ракитин, следует в том числе «понять, каковы позиции соответствующих структур по этому вопросу».

"Нужно посмотреть все нормативные акты, все решения, которые были приняты ранее, и то, что в настоящее время происходит — соответствует ли оно действующему законодательству, решениям, которые были приняты», — подчеркнул Ракитин, указав на то, что говорить о подготовке конкретных законопроектов преждевременно, пока что цель — получить объективную и ясную картину происходящего.

Говоря о сроках работы над поручением, сенатор предположил, что «если для объективного анализа потребуется больше месяца (такой срок был дан председателем Совфеда), значит, наверное будет решение о продлении рассмотрения этого вопроса».

"Иностранная сеть на территории Приморья»

Усилить контроль за работой пунктов пропуска между Китаем и Россией на Дальнем Востоке предложила член Совфеда от Приморского края Светлана Горячева в ходе заседания верхней палаты парламента 22 ноября. По ее словам, из 46 дальневосточных пунктов пропуска 41 находится в частной собственности, и только 4 пункта — или 8% — полностью соответствуют требованиям законодательства.

«И как же этим не воспользоваться замечательному соседу. Туда уходят уже почти истребленный женьшень, потоком вывозится трепанг, кедровый орех, древесина, добрались даже до наших лягушек», — констатировала Горячева. «Целая сеть иностранная действует у нас на территории Приморского края, чтобы обеспечивать этим нашего прекрасного соседа. А чтобы скрыть следы преступлений, потом поджигаются леса», — продолжила сенатор и предложила как-то решить эту проблему.

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко поручила комитету по обороне проанализировать работу частных пунктов пропуска и через месяц представить предложения.

Президент поручил отказаться от «частных таможен»

Президент РФ в апреле 2006 года потребовал от главы Минэкономразвития (тогда этот пост занимал Герман Греф) положить конец существованию «частных таможен» — пунктов пропуска, находящихся в собственности коммерческих структур, которые, по словам президента, «слились в экономическом экстазе» с таможней. Министр пообещал президенту в течение двух лет либо выкупить пункты пропуска у частников, либо построить новые, однако президент настаивал на ускорении процесса.

«Из 400 с лишним пунктов пропуска 300 с лишним государству сегодня не принадлежат», — сказал Путин на совещании с правительством. «Я прошу руководство правительства ускорить сроки решения всех этих проблем, сократить эти сроки, ускорить темпы решения проблем», — потребовал президент.

Путин напомнил, что ранее на аналогичном совещании обсуждались проблемы наведения необходимого порядка на границе в целом. Перед главой государства по этому вопросу отчитывался тогда еще вице-премьер Александр Жуков. В частности, обсуждалось предложение о создании специального ведомства (позже в том числе «Росгранстрой»), которое будет заниматься администрированием всех таможенных пунктов пропуска.

«У нас очень большое количество пунктов пропуска, которые находятся в зданиях, принадлежащих частным компаниям, где возможно, мы выкупим здания, где невозможно — закроем такие пункты пропуска и на их месте сделаем государственные», — отметил Жуков.

На 2006 год на российской границе существовал 441 пункт пропуска, из них 156 — мобильных, из этих мобильных 13 находятся в частных руках, говорил тогда глава Минэкономразвития Герман Греф. По его мнению, их «постепенно нужно выкупить в федеральную собственность», на что, по подсчетам министерства, необходимо 1 млрд рублей из федерального бюджета. Предполагалось, что если собственники не согласятся продать их, то они будут закрыты и рядом построены новые государственные пункты.

Госдума зафиксировала ГЧП

Вместе с тем в июне 2009 года депутатами Мартином Шаккумом («Единая Россия») и Михаилом Бабичем в Госдуму был внесен, а затем в 2011 году и принят закон, расширяющий источники финансирования пунктов пропуска, допустив их строительство и реконструкцию за счет средств юридических лиц. Закон, в частности, закрепляет положения, согласно которым «проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу)».

Авторы при внесении инициативы соглашались с тем, что согласно части 2 статьи 12 закона о государственной границе строительство и оборудование пунктов пропусков через государственную границу РФ является расходным обязательством Российской Федерации.

«Однако, во-первых, аналогичного правила применительно к эксплуатации (содержанию) пунктов пропуска Закон о государственной границе не содержит, а во-вторых, само правило является безальтернативным и не допускающим исключений», — указал они.

Между тем на практике строительство пунктов пропуска в аэропортах и морских портах осуществляется зачастую не федеральными органами исполнительной власти, а юридическими лицами без привлечения средств федерального бюджета, отмечали авторы. В этой связи практически невозможно реализовать требования правовых норм, согласно которым весь аэропорт (морской порт) строится (проектируется, реконструируется) без привлечения средств федерального бюджета, а пункт пропуска в этом же аэропорту (морском порту) — за счет средств федерального бюджета, утверждали депутаты.

Кроме того, при реконструкции аэропорта (морского порта) пункт пропуска, как правило, «переносится» в другое место в пределах этого же аэропорта (морского) порта. Действующая на тот момент редакция статьи 12 Закона о государственной границе в подобных случаях предопределяет практически неразрешимые проблемы в оформлении права собственности Российской Федерацией первоначально на одни помещения, затем — на другие, приводили они аргументы.

Правительство инициативу поддержало, о чем свидетельствует направленный в марте 2010 года отзыв на законопроект за подписью прежнего зампреда правительства РФ, главы аппарата правительства РФ Сергея Собянина.

Однако в январе 2010 года отзыв за подписью того же Собянина был несколько иным. Так, в нем отмечалось, что «внесение изменения в статью 12 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» может быть поддержано при условии законодательного закрепления возможности проектирования, строительства, реконструкции и оборудования объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации без привлечения средств федерального бюджета только в морских портах и аэропортах. При этом необходимо уточнение видов гражданско-правовых договоров, на основании которых указанные объекты будут передаваться федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы».