04.12.20

Сибирь загрузят контейнерами

Рост перевозок на сети связан с новыми подходами к взаимодействию с клиентами

Вчера состоялась Международная транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение. Сибирь», ключевыми темами которой стали эффективность системы логистических центров Западной Сибири, развитие инфраструктуры, а также привлечение новой грузовой базы на железную дорогу. Участники дискуссии прогнозируют дальнейший рост контейнеризации региона.

Как сообщил в ходе конференции начальник Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД, филиал ОАО «РЖД») Александр Грицай, в сентябре объём погрузки на ЗСЖД приблизился к уровню 2019 года, а в октябре вышел на прошлогодние показатели.

«В декабре повышение объёма погрузки заложено более 105% к уровню прошлого года», – отметил он.

По его мнению, положительная динамика связана с восстановлением деловой активности и изменением подходов к взаимодействию с клиентами за счёт использования цифровых безбумажных технологий (сегодня 85% всех грузов ЗСЖД оформляется с использованием цифровой подписи – 16 тыс. вагонов ежесуточно).

Александр Грицай отметил, что, несмотря на снижение погрузки на фоне пандемии и изменения рыночной конъюнктуры, на железную дорогу приходят новые грузоотправители, некоторые из них раньше никогда не пользовались услугами железнодорожного транспорта. В текущем году у ЗСЖД появилось более 360 новых клиентов.

При этом контейнеризация продолжает демонстрировать динамику роста – объём контейнерных перевозок на ЗСЖД в 2020 году вырос на 15% по отношению к прошлому году, а за последние пять лет – на 70%.

«Сегодня в значительной степени упрощён порядок доступа к инфраструктуре за счёт того, что мы перевозим в контейнерах те грузы, о которых раньше и не могли подумать, например зерно и уголь», – сказал он.

По словам заместителя генерального директора АО «РЖД Логистика» Олега Полеева, контейнерный рынок в России имеет большой потенциал – в 2019 году контейнеризировано только 8% грузов, тогда как в Европе эта цифра составляет 40–50%, а в США достигает 58%.

Однако, по мнению операторов, неразвитость терминальной инфраструктуры и ограничение контейнерного парка могут сдерживать дальнейший рост контейнеризации.

Генеральный директор ЗАО «Евросиб СПб-транспортные системы» Иван Атемасов отметил, что из находящихся на сети РЖД 0,8–1 млн контейнеров российскими операторами контролируется 250–300 тыс. В Восточной Азии, с которой происходит основной контейнерный оборот, продолжает сохраняться их дефицит, а стоимость производства в Китае уже выросла на 50%.

Директор, первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков сообщил, что на сегодняшний день загрузка терминальных мощностей для переработки контейнерных грузов в Новосибирске превышает 87%.

«Объём переработки за этот год, по нашим прогнозам, вырастет на 20%, до 437 тыс. ДФЭ, при этом суммарная перерабатывающая способность терминалов по Новосибирску составляет порядка 500–505 тыс. ДФЭ», – добавил он.

Начальник ЗСЖД отметил, что дальнейший рост контейнеризации и выход на более высокие показатели требуют принятия значимых административных решений. Так, в конце октября прошёл технико-технологический совет для рассмотрения вопроса пропуска контейнерных поездов через Новосибирский узел. На нём, в частности, обсуждалась возможность выноса обработки контейнерных поездов за пределы Инского узла.

Гудок