06.07.11

Система тарифообразования транзита изменится

Заведующий лабораторией ценообразования на железнодорожном транспортеАлександр Шмелев заявил «Гудку», что действующая система тарифов на перевозки в контейнерных поездах, при которой провозная плата устанавливается за контейнер в зависимости от его типоразмера и состояния, не базируется на себестоимости перевозки. Она зависит от общей массы контейнеров лишь на 18–20%. Более 60% транспортных расходов связано с самим фактом пропуска поезда независимо от его состава и загрузки.

Согласно действующей системе тарификации при формировании контейнерного поезда установленной длины требуется, чтобы все платформы были загружены, однако степень их загрузки не регламентируется. При двукратном снижении числа контейнеров оператор заплатит вдвое меньшую провозную плату, в то время как перевозочные издержки в части инфраструктуры и тяги почти не сократятся. «Новая система тарифов предлагает трёхставочный принцип их исчисления. Провозная плата за поезд определяется суммой ставок «за локомотив», ставки «за ось», умноженную на число осей вагонов, и ставки «за тонну брутто контейнеров», умноженную на массу перевозимых гружёных и порожних контейнеров, – отметил сотрудник института. – Такой подход обеспечивает безубыточность поездов независимо от количества контейнеров. Он же стимулирует внедрение платформ с повышенной загрузкой, позволяет отказаться от нормирования числа вагонов в поезде при наличии резерва пропускных способностей. Это повысит конкурентоспособность контейнерных маршрутов, расширит сферу их обращения».

Заместитель генерального директора ООО «Модуль» Лев Марков считает, что предлагаемая специалистами ВНИИЖТа система начисления транзитных тарифов более соответствует сложившейся ситуации на транспортном рынке, чем используемая в настоящий момент.

«Объективно, действующий порядок начисления тарифов более выгоден для экспедиторов и операторов, чем тот, что предлагается специалистами ВНИИЖТа, – подчеркнул он. – Причина проста – действующая система вырабатывалась ещё во времена МПС, когда министерство было, по сути, крупнейшим оператором и экспедитором. И ему была выгодна нынешняя тарификация транзитных перевозок. Теперь, когда ОАО «РЖД» выступает в качестве оператора локомотивной тяги и владельца инфраструктуры, эта выгода достаётся частным собственникам парка. Потребовалось введение системы, учитывающей при формировании ставки все элементы транспортной услуги, влияющие на её себестоимость, с чёткими разделением издержек и определением объёмов их погашения. В этом отношении предлагаемая ВНИИЖТом схема более справедлива, чем используемые сегодня принципы тарификации».

Генеральный директор ЗАО «Контейнерная логистика» Алла Лимантова заявила «Гудку», что сама по себе предлагаемая новая методика тарификации не станет стимулом для увеличения закупок операторами большегрузных платформ. «Сегодня при существующих ставках за порожний пробег платформы между Москвой и Владивостоком порядка 250 тыс. руб. можно, поставив один пустой 20-футовый контейнер, сократить выплаты в 5–6 раз, – отметила она. – Предлагаемая же система лишает оператора возможности использовать подобную схему. В итоге вырастет общий объём издержек оператора, что вряд ли станет для него стимулом закупать новые дорогостоящие платформы».

Гудок