20.10.08

Склад-интеллектуал

Складские сооружения, как особое звено в цепочке логистики, во всем мире претерпевают значительные изменения. На Западе девелоперы и крупные логистические компании идут по пути автоматизации складов, внедряя современные системы управления и учета. И хотя новые технологии достаточно дороги, их внедрение высвобождает рабочую силу, сокращает накладные расходы и увеличивает прибыли.

В России переоснащение складов тоже имеет место, однако называть процесс крепнущей тенденцией рано — формат «умных» складов еще не получил широкого распространения. Его развитие сдерживает масса факторов — от проблем с поиском подходящего участка до дешевизны неквалифицированной рабочей силы.

Технологии решают все

В России ежегодный рост рынка логистики, по данным аналитической компании IDC, составляет 18-23%, в том числе за счет западных операторов, с приходом которых повысились требования к складам. Логистические компании все больше внимания уделяют новым технологиям, выделяя на них большие деньги. Современный склад — это полностью автоматизированное предприятие с минимальным количеством работников, где за перемещение товаров и их учет отвечают информационные технологии.

Подобные склады, как отмечает Олег Разин, заместитель генерального директора Vesco Consulting, оснащены соответствующей системой управления с необходимой инфраструктурой. Это, к примеру, WMS, которая полностью управляет складом, позволяет не только хранить информацию обо всех товарах — что и где размещено, но и обеспечить скоординированное, быстрое и точное выполнение складских операций. Системы управления складом (WMS) позволяют отслеживать поступление, перемещение и отгрузку товаров со склада по всей цепочке по всем странам и регионам от производителя, например завода или плантации, до конечного покупателя.

Если склад небольшой, используется, например, ERP-система (Enterprise Resource Planning System, система управления ресурсами предприятия), которая только выполняет учет, тогда как ведение информации о перемещении товара на складе осуществляется вручную. «Автоматизированная система “умного” склада управляет всеми складскими операциями. Это прием и отгрузка товара, его перемещение на складе, инвентаризация, сортировка и комплектация для последующей отгрузки, а также упаковка. Плюс документооборот, контроль за сотрудниками, управление клиентами», — добавляет он.

Стоимость WMS колеблется в пределах от $100 000 до $500 000 и выше. В эту сумму входят плата за оборудование, программное обеспечение и наладку. Цена обслуживания — вопрос тонкий. Не секрет, что, например, настоящая японская техника работает без ремонта 15-20 лет, т. е. до своего морального устаревания. Компьютерное оборудование с программами приобретается в среднем лет на пять (дольше нет смысла), и солидные фирмы гарантируют ее бесперебойную работу/обслуживание — это в их интересах (потом клиент вновь обратится к ним за новыми продуктами).

«Умные» склады наиболее востребованы среди компаний, занимающихся продажей товаров с ограниченным сроком годности. Это продукты питания, напитки, а также лекарственные препараты и косметические средства. Автоматизированная система управления складом среди прочего позволяет отследить наступление периода истечения срока годности. В целом WMS применяется во всех отраслях экономики.

Программных продуктов WMS достаточно много. Среди них автоматическая идентификация и сбор данных (AIDC), позволяющая отслеживать складские грузопотоки без участия человека. AIDC включает в себя радиочастотную идентификацию (RFID) или иные способы опознавания объектов, обработки и хранения информации.

Радиочастотная идентификация сама по себе применяется уже лет 20. За это время она значительно усовершенствовалась. Сегодня используются беспроводные технологии с выходом в интернет при помощи мобильных устройств. На товар крепится радиочип, который посылает сигнал приемным устройствам — антеннам, которые, в свою очередь, передают сигнал на обработку компьютеру/серверу. Приемник с антенной может работать в системе мобильной связи, т. е. сотрудник может отслеживать перемещение грузов по миру по своему мобильному телефону. Такую услугу, в частности, предлагает Motorola на базе программы Oracle Warehouse.

В 1999 г. была создана глобальная ассоциация Auto-ID Center, в которую вошли 100 крупнейших компаний мира, а также компании-разработчики и научно-исследовательские центры. Целью ассоциации было создание мировой информационной системы отслеживания товаров. Это позволит исключить потери товаров, усовершенствовать маркетинговую политику и, соответственно, сэкономит средства. Для этой цели НИИ разрабатываются радиомикросхемы размером не более 0,3 мм и стоимостью около $0,05, которые предполагается размещать на всех товарах. С помощью специальных считывающих устройств информация о перемещении товаров в рамках мировой системы отслеживания будет поступать на компьютер/сервер склада и далее в центр обработки данных той или иной компании. По прогнозам IDC, в текущем году мировой рынок RFID увеличится по сравнению с прошлым на 7,3% и достигнет $5,29 млрд (сюда входят оборудование, программы, интеграция систем и наладка/консультации).

Среди наиболее продвинутых продуктов управления складом эксперты компании «Корус Консалтинг» называют разработки компании Oracle. Согласно исследованиям аналитиков Gartner, высоких показателей в сфере разного рода продуктов для складских комплексов достигли также фирмы Manhattan Associates, RedPrairie, IBM и Microsoft.

Повторяя ошибки

Развитие сети логистических центров в России, как считает Александр Семенов, генеральный директор «Корус Консалтинг», повторяет опыт Восточной Европы, т. е. идет путем средней степени автоматизации. Такой подход чреват возникновением ряда специфических проблем, а именно большим количеством ошибок и сбоев в текущей работе складского комплекса из-за низкой квалификации работников, сложностями с наймом и обучением сотрудников, а также ростом общих издержек на содержание обслуживающего персонала. Этого можно было бы избежать, если бы развитие сектора пошло по западному пути создания автоматизированных складов с минимальным количеством работников.

По западным стандартам в России возводятся только склады классов А и В+. В настоящее время, по данным компании Colliers International, построено примерно 2,5 млн качественных складов. Из них более половины сосредоточено в Москве и Подмосковье.

Вместе с тем, как отмечает Александр Семенов, в России ощущается нехватка качественных складских площадей. В то же время имеется большое количество складов классов С и D, владельцы которых далеко не всегда вкладывают деньги в реконструкцию, что объяснимо. «Приблизительная стоимость строительства складского комплекса самого высокого типа составляет $1000 за 1 кв. м, — говорит генеральный директор “Эспро Девелопмент” Виталий Антонов. — Окупается такой комплекс в течение 7-10 лет». Не столь продвинутые комплексы окупаются в среднем за 3-5 лет.

Под классом А, как отмечает Полина Винокурова, специалист по рекламе и связям с общественностью Национальной логистической компании, подразумеваются здания с высокими потолками (не менее 12 м), большим количеством ворот, отоплением, наличием WMS и т. д. Максим Шакиров, региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International, также считает, что современный «умный» склад обязательно должен быть оборудован WMS, системой, обеспечивающей максимальное эффективное функционирование склада, движение товаропотоков, а также управление складскими остатками. В качестве примера можно привести складской терминал «SLG-Домодедово».

«Однако затраты на строительство и установку оборудования современного склада достаточно велики, как и сроки окупаемости. По этой причине такие хранилища пока еще не получили широкого распространения на российском рынке», — добавляет Максим Шакиров.

В чем проблема

Для каждой страны на рынке складской недвижимости оптимальны свои системы автоматизации, считает Олег Разин. Поэтому, несмотря на то что западные технологии считаются более качественными и предлагают больший объем функций, для российского рынка подобные системы часто не подходят. Порой, чтобы внедрить такую систему, необходимо полностью перестроить структуру бизнеса компании-клиента, что с точки зрения финансовых затрат не всегда оправданно.

«Основная проблема, — продолжает специалист, — заключается в том, что оборудовать “интеллектуальный” склад не только дорого, но и достаточно сложно. Данный формат пока не распространен на российском рынке коммерческой недвижимости. Ощутимая нехватка опыта и квалификации работников склада (поскольку в этой сфере трудятся преимущественно люди без высшего образования и гастарбайтеры) приводит к тому, что обустройство такого склада занимает достаточно большое количество времени. Значительные средства — от десятков и сотен тысяч долларов и выше, как правило, идут на внедрение подобных технологий, тогда как стоимость самой системы сравнительно невелика. В результате “интеллектуальные” склады окупаются сравнительно долго — не менее семи лет. Тем не менее в настоящее время “умные” склады начинают заявлять о себе как о новой концепции логистики».

Среди причин технологического отставания Полина Винокурова также назвала более низкую стоимость трудовых ресурсов в России, чем на Западе. Некоторым фирмам легче и дешевле нанять рабочих из ближнего зарубежья, чем обременять себя внедрением каких-то дорогостоящих технологий.

"Ведомости" ; 20.10.08