22.03.10

Склад специального назначения

Россия — страна импорта. Из разных государств поступают к нам миллионы тонн продуктов, лекарств и техники, строительных материалов, запасных частей и т. д. Все ввезенное из-за рубежа требует обязательной растаможки, облагается акцизными пошлинами. Порой собственникам грузов приходится потратить немало времени, чтобы получить необходимые разрешения на ввоз и продажу товара.

Акциз как конкурентное преимущество

Акцизный склад с таможенным постом на его территории, причем не обязательно на границе, а рядом с пунктом назначения, например под Москвой или Санкт-Петербургом, сулит предпринимателям всяческие выгоды. Все разрешения можно оформить, как стало модно говорить, в службе одного окна, а на складе арендовать помещение для временного хранения продукции.

Как правило, акцизные склады появляются в городах и других населенных пунктах, имеющих развитую транспортную сеть. Если рядом с железнодорожной веткой или автомагистралью, поблизости от морского и воздушного порта построен крупный терминал, то почти наверняка в нем оборудованы площади для склада временного хранения (СВХ). Впрочем, еще несколько лет назад акцизную продукцию можно было найти в самом неподходящем месте.

"До кризиса, когда площади класса А были в остром дефиците, сделки по аренде на акцизное складирование заключали задолго до того, как подобный объект построят", — рассказывает Владислав Рябов, директор департамента индустриальной и складской недвижимости компании Colliers International Colliers Int. Дело в том, что открытие в современных комплексах СВХ — процесс достаточно затратный и длительный. На этот шаг отважится не каждый владелец склада, тем более что до наступления тяжелых времен арендаторов ублажать вовсе не требовалось, они сами стояли в очереди и готовы были на любые условия. Неслучайно СВХ открывали даже в объектах низкой ценовой категории, плохо приспособленных для внешне-экономической деятельности.

Но в кризис, когда количество арендаторов резко сократилось и едва ли не половина имеющихся площадей оказалась невостребованной, владельцам складов пришлось искать новые пути для привлечения клиентов. Как выяснилось, один из них — получение лицензии на хранение акцизных товаров.

Каковы требования?

Сегодня склад временного хранения должен удовлетворять определенным требованиям. "Иначе невозможно получить соответствующее разрешение на его открытие, — говорит Вячеслав Юрченко, ведущий аналитик компании "Эспро Девелопмент". — Например, для хранения алкогольной или табачной продукции необходимо иметь лицензии на закупку, хранение и поставку товара с указанием местонахождения помещения, предназначенного под акцизный склад. Помимо этого потребуется обеспечить процедуру химического и технологического контроля либо за счет организации собственной лаборатории, либо заключив договор с аккредитованной лабораторией. Также потребуется найти и оборудовать помещения для размещения сотрудников налоговых органов и охраны, обеспечить строгий пропускной режим на территорию акцизного склада".

Помимо этого придется организовать компьютерную систему учета движения продукции, оснастить акцизное предприятие, как и любой другой склад, погрузочно-разгрузочными и транспортными средствами, подъемными механизмами, стеллажами для хранения грузов, средствами связи и оргтехникой, в том числе оборудованием для штрихового кодирования.

Как говорит Наталья Борщева, руководитель отдела складской недвижимости компании KFS-Group, акцизный склад терминала "Солнечный", что на Рябиновой улице, кроме всего вышеперечисленного имеет центральное отопление, систему кондиционирования, что позволяет поддерживать температурный режим в зимнее время на уровне +12°C.

Здесь не пожалели средств и на эффективную систему пожаротушения, которая основана на сплинкерных оросителях и датчиках дымоудаления. Рабочая высота потолков составляет 9,5 м, а ширина пролетов — 5,5 м, полы имеют антипылевое покрытие, а статистическая нагрузка на них достигает 5 т на 1 кв. м.

Все требования по условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов подробно указаны в Постановлении Правительства РФ № 723 от 1 октября 2002 г. "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок".

Если говорить о продукции, которая требует акцизного хранения, то к ней чаще всего относятся алкоголь, табак, лекарства, импортная автотехника, различные взрывоопасные товары, на продажу которых также требуется получить лицензию.

По мнению экспертов, арендаторы СВХ, как правило, подписывают договоры на длительный срок. До кризиса он составлял в среднем семь — десять лет. Сегодня — пять — семь лет.

Кому это выгодно?

В течение двух последних лет на рынке появилось несколько новых акцизных складских терминалов. Прежде всего это хранилище "Бакарди" в складском комплексе "Истра" на Новорижском шоссе, "ПРВ групп" в Подольске, "Меридиан логистик" в Мытищах, "Лигетт Дукат" в Северном Домодедове, терминал "Солнечный", ПЛК "Евразия". Для арендаторов выгода "акцизной крыши" заключается прежде всего в том, что они получают возможность снять качественные площади и довольно быстро получить разрешение на хранение специализированной продукции.

Однако наличие акцизной услуги влияет на ставку аренды. Квадратный метр на СВХ может быть дороже обычного, считает Дмитрий Волков, руководитель отдела консалтинга и оценки комании Praedium Oncor International. В "Солнечном", например, уровень ставок на 50% выше среднерыночных, но это не отпугивает клиентов. Цены на Рябиновой улице, где находится таможенный пост "Боровский" центральной акцизной таможни, вполне устраивают таких лидеров алкогольного рынка, как ООО "Лудинг", "Интербир", "Алианта Групп" и т. п.

Если же проанализировать спрос на акцизные помещения в условиях кризиса, то можно сказать, что сегодня острого дефицита в этом сегменте пока не наблюдается.

Rway.Ru; 22.03.10