09.09.10

Слово за таможней

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) подписали меморандум о взаимном сотрудничестве при совершении таможенных операций на территории Таможенного союза.

Документ подписан президентами РЖД и КТЖ Владимиром Якуниным и Аскаром Маминым в рамках Форума межрегионального сотрудничества между Россией и Казахстаном в Усть-Каменогорске. В соответствии с документом стороны готовы к совместным действиям для создания единого транспортного пространства в рамках Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза и по унификации законодательства при совершении грузовых таможенных операций. Меморандум также подразумевает совместную разработку и реализацию программ и проектов развития РЖД и КТЖ, обустройства объектов транспортной инфраструктуры и совершенствование правовых основ оказания услуг в области транспорта и таможенного дела. Предусматривается регулярный обмен информацией РЖД и КТЖ о простое вагонов и контейнеров с грузами в пунктах пропуска и на станциях назначения по причинам оформления на таможне. Кроме того, стороны намерены проводить совместный анализ возникающих барьеров на пути эффективного использования транзитного потенциала двух дорог.

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Центра по таможенной деятельности РЖД Всеволод Титов, сам по себе меморандум пока ещё не облегчает работу РЖД и КТЖ в рамках Таможенного союза, но закладывает основы, которые позволят создать единую систему взаимодействия. «Проблема сегодняшнего дня заключается в следующем. Несмотря на то что есть единая таможенная территория, таможенные службы России и Казахстана работают самостоятельно, – рассказывает представитель РЖД. – И до 1 января 2011 года каждый будет проводить оформление в соответствии со своим законодательством. Ситуация складывается так, что, например, товары по экспорту оформляются в Казахстане, а режим экспорта завершается таможенными органами. Здесь не всё четко складывается, есть разнобой в понимании требований и, соответственно, в предъявлении этих требований. Порядок оформления у казахстанских и российских таможенников различается. Это приводит к простою на границе, пока порядок обмена информацией не отработан».

По словам начальника управления корпоративного развития компании «Казтемиртранс» («дочка» КТЖ) Серика Баймагомбетова, новый меморандум выгоден в первую очередь грузовым операторам. «Когда будет отработана единая информационная база, таможенные органы будут видеть всю информацию о грузе до его подхода на границу. Тогда вагон не будет стоять на границе и грузы на Европу и Азию повезут быст­рее, а это дополнительный доход», – сказал он «Гудку.

Гудок; 09.09.10