31.05.17

Споры при нарушении таможенного законодательства о декларировании товаров (часть 3)

Часть 1 Часть 2.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Учитывая, что АС СЗО при рассмотрении дел неоднократно руководствовался указанной позицией Пленума ВС РФ по вопросу о правильной квалификации, особый интерес представляют выводы, содержащиеся в нижеприведенных примерах.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Судом установлено, что общество указало в декларации следующие количественные сведения о товаре: 1600 шт., вес нетто 3040 кг, вес брутто 3296 кг. В результате таможенного досмотра таможней выявлено, что фактически перемещен товар в количестве 1600 шт., как заявлено в декларации. В результате проведенного взвешивания грузовых мест выявлено занижение веса товара (нетто) на 768 кг, что повлияло на размер таможенных платежей, так как ставка таможенной пошлины установлена 0,7 евро за килограмм.
Общество, основываясь на данных упаковочных листов, ошибочно указало вес товара, при этом правильно заявило сведения о количестве самого товара и грузовых мест. Таможенным органом сделан вывод о недекларировании 768 кг товара, которые, по его мнению, соответствуют 322,689 единицам товара, в результате 322 единицы товара были изъяты таможенным органом.
По факту недостоверного декларирования сведений в графе 38 декларации о весе товара таможней вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В ходе производства по делу об административном правонарушении таможня квалифицировала действия общества как недекларирование 768 кг товара; общество привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа в размере 1/2 стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 229 022 руб. 05 коп.
Судебные инстанции, сделав вывод о неправильной квалификации действий общества по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, удовлетворили заявление общества и признали незаконным постановление о привлечении к ответственности.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются в том числе сведения о товарах, к которым относится количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество задекларировало весь товар, перемещаемый через таможенную границу, и представило подтверждающие документы. При этом таможней фактически обнаружены только недостоверные сведения о весе товара. Расхождения по весу товара выявлены таможенным органом в результате взвешивания товара. Расхождений по количеству единиц товара не выявлено.
Учитывая специфику товара, имеющего несколько количественных характеристик для целей декларирования, суды приняли во внимание, что стоимость ввезенного по спорной декларации товара определялась сторонами исходя из его стоимости за единицу (штуку), а не по весу. Представленными при декларировании документами подтверждается, что количество ввезенного товара указано в штуках, цена - за единицу товара, оплата произведена исходя из количества ввезенного товара. Вес товара был заявлен обществом на основании данных упаковочных листов поставщика товара.
Исходя из изложенного суды обоснованно указали, что неправильное указание веса товара в данном случае свидетельствует о недостоверном декларировании товара, что влечет административную ответственность, предусмотренную за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (дело N А21-2737/2011).

Таким образом, в случае ввоза товара, стоимость которого определена декларантом исходя из цены за единицу (штуку), при этом количество ввезенного товара указано в штуках, и эти данные подтверждаются таможенными декларациями и другими сопроводительными документами, неправильное указание веса товара свидетельствует о недостоверном декларировании товара, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении суда кассационной инстанции по делу N А56-9752/2013.
Кроме того, для правильной квалификации правонарушения таможенным органам и судам следует исходить из степени соответствия задекларированного товара фактически ввезенному.

Как видно из материалов дела N А56-33010/2013, общество подало в таможню электронную декларацию с целью помещения товаров - "медные аноды для гальванических покрытий изделий" под таможенную процедуру "экспорт". Декларантом указан код ТН ВЭД 7419 91 000 0, ставка ввозной таможенной пошлины - 0 процентов.
При проведении таможенного контроля в результате таможенного досмотра товара было установлено, что товар представляет собой металлические изделия прямоугольной формы (размеры 60 x 35 x 4 см) черного цвета с технологическими отверстиями на "ушках", маркировка отсутствует, в связи с чем отобраны пробы и образцы указанного товара и отправлены на исследование в Экспертно-криминалистическую службу Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЭКС ЦЭКТУ).
На основании заключения ЭКС ЦЭКТУ таможенным органом вынесено решение о классификации товара в подсубпозиции 7403 29 000 0 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины 10 процентов), товар описан как медь необработанная с содержанием меди более 97,5%, железа более 0,3 мас.%.
По факту недекларирования в установленном порядке ввозимых товаров таможней в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и Постановлением от 30.04.13 общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 1/2 стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составило 6 905 125 руб. 50 коп.
Суды, исследовав и оценив представленные участниками спора доказательства, пришли к выводу о неверной квалификации таможенным органом действий общества по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
При этом они указали, что спорный товар по количественным характеристикам задекларирован в полном объеме, а неверное указание качественных характеристик товара (код ТН ВЭД и наименование товара) свидетельствует о недостоверном декларировании товара, что влечет административную ответственность по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Кроме того, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя вины в совершенном правонарушении, поскольку без проведения экспертизы невозможно визуально установить несоответствие указанных в документах описания и кода ТН ВЭД товара фактическим.

Из изложенного следует вывод, что неверное указание качественных характеристик товара, в том числе кода ТН ВЭД и наименования товара, при декларировании товара по его количественным характеристикам в полном объеме влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Аналогичная позиция содержится в деле N А56-39027/2012, согласно материалам которого компания была привлечена таможенным органом к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ - за недекларирование товара. Основанием для привлечения послужил установленный в ходе таможенного досмотра факт, что вместо части товара N 1 с арт. R-87-6 "детская игрушка - летающая тарелка" в количестве 8000 шт., заявленного в декларации, обществом предъявлен к таможенному оформлению товар, представляющий собой "игрушечное изделие, предположительно из пластмассы, по форме представляющее собою автомат, находящееся в прозрачном полиэтиленовом пакете. Вместе с автоматом в пакете находятся три пластмассовых диска круглой формы с выступающими краями", общим количеством 8000 шт.
Как установили суды двух инстанций, спорный товар был задекларирован. Вместе с тем товар поименован декларантом в соответствии с переводом сопроводительных документов с английского языка. Суды пришли к выводу, что оба наименования товара (указанное декларантом и сформулированное таможенным органом) относятся к одной товарной позиции 9503 ТН ВЭД, по количественным характеристикам товар заявлен полностью. В данном случае неверно указаны лишь качественные характеристики спорного товара. Основываясь на официальных разъяснениях, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума ВС РФ N 18, кассационный суд поддержал вывод судов о том, что неправильное указание качественных характеристик товара не влечет ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Общество подало в таможню декларацию, в том числе на товар N 2 в количестве 2149 рулонов.
В ходе таможенного декларирования и контроля проведен таможенный досмотр товара, отобранные образцы товаров переданы на исследование в региональный филиал ЭКС ЦЭКТУ.
Экспертизой установлено, что только часть товара N 2, в количестве 71 рулон, заявлена обществом в декларации. Товары же в количестве 2078 рулонов не являются товаром, сведения о котором заявлены в декларации.
Указанное заключение послужило основанием для вынесения в отношении общества постановления по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Действия общества квалифицированы как "недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию".
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что в ходе таможенного декларирования общество заявило в декларации то количество товара, которое фактически было им перевезено через таможенную границу, а недостоверные сведения установлены таможней о качественных характеристиках товара, заявленного в декларации (в частности, неправильное указание кода ТН ВЭД), сделали вывод о том, что квалификация таможней действий общества по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ является неправильной.
Кассационный суд признал данный вывод судов неправомерным и отменил судебные акты, руководствуясь при этом следующим.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются в том числе сведения о товарах, к которым относятся наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.
В данном случае обществом товар N 2 заявлен как "полотна основовязаные, из синтетических комплексных полиэфирных нетекстурированных нитей, 100% полиэстер, окрашенные, шириной 2,9 м, общая длина 98 290,7 м, поверхностная плотность 52 г/кв. м, общая площадь 285 043,03 кв. м, изготовлены на трикотажных основовязальных машинах, для фабричного пошива занавесок, не для розничной продажи, всего 2149 рулонов ткани на картонных шпулях, упакованные в 339 полиэтиленовых мешков", код товара согласно ТН ВЭД - 6005 32 100 0.
По факту на территорию Российской Федерации ввезен лишь 71 рулон указанного товара, сведения об остальных товарах, обнаруженных в ходе таможенного досмотра, в количестве 2078 рулонов обществом в декларации не заявлены, к тому же эти товары относятся к другой товарной позиции ТН ВЭД - 5407.
Таким образом, в данном случае общество при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации сообщило сведения только об одном товаре (товаре N 2).
Поскольку изначально в поданной обществом декларации не указаны все сведения о спорном товаре, заявление которых предусмотрено подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС, то есть фактически указан другой товар, то правильное заявление его количественных характеристик не имеет правового значения и не может образовывать состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного кассационный суд признал неправомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что квалификация действий общества по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ является неправильной.

Таким образом, заявление декларантом в таможенной декларации недостоверных сведений лишь о качественных характеристиках товара при правильном заявлении его количественных характеристик образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, только в том случае, если изначально в декларации указаны все сведения о спорном товаре, заявление которых предусмотрено подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС, то есть товар изначально должен быть задекларирован применительно к порядку, предусмотренному таможенным законодательством, а не указанием в таможенной декларации лишь его количества при заявлении сведений о другом товаре.
Аналогичные выводы приведены в судебном акте по делу N А56-45295/2013.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного этой частью статьи 16.2 КоАП РФ, закрепляет признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представлении недействительных документов.
При этом, исходя из примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Сообщение недостоверных сведений или представление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Субъект и субъективная сторона комментируемого состава административного правонарушения аналогичны рассмотренным в части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено указанным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями согласно пункту 8 статьи 4 ТК ТС понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом. В том числе при декларировании товаров представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Исходя из разъяснений Пленума ВАС РФ, данных в пункте 11 Постановления от 08.11.13 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к указанной административной ответственности судам необходимо учитывать, что соответствующие административные правонарушения следует считать оконченными с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, содержащей такие сведения, поскольку в силу пункта 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности для определения размера таможенных пошлин, налогов.
При этом уплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин, налогов в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее.
Как показывает судебная статистика, количество дел по данной категории незначительно и в основном сводится к проблеме правильной квалификации правонарушений (дела N А66-10550/2012, А56-56305/2011 и А56-57318/2011).

В рамках дела N А66-10550/2012 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к таможне о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.12 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено.
В кассационной жалобе таможенный орган указывал на то, что заявленные обществом сведения о ввозимом товаре и его классификационном коде полностью соответствовали действительности, в связи с чем состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, таможенным органом в действиях заявителя не установлен. Вместе с тем таможня считает доказанным факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, поскольку заявитель не представил одновременно с декларацией предусмотренную в данном случае обязательную лицензию на перемещение спорного товара.
Судами установлено, что представителем общества в таможню была подана декларация, по которой в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления под N 3 задекларирован товар "клей в наборах с очистителем: клей в тюбиках 3 шт. по 3 гр. (цианакрилат), без содержания этилового спирта, очиститель - ацетон 1 шт. x 20 мл, арт. ВР304, 8640 наборов", код 3506 10 000 0 ТН ВЭД, изготовитель UNION SOURCE CO., LTD, Китай.
По данной товарной партии в целях таможенного контроля был осуществлен отбор проб (образцов) товара. Согласно заключению ЦЭКТУ Федеральной таможенной службы заявленный обществом товар содержит около 95% (масс.) ацетона.
Пунктом 383 раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами <15>, утвержденного решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.09 N 19, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.09 N 132 (далее - Перечень товаров) предусмотрено, что ввоз на таможенную территорию Таможенного союза ацетона как в отдельности, так и в составе любых других товаров и смесей (в концентрации 60% и более) осуществляется на основании разовой лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.


<15> Документ утратил силу в связи с изданием решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.12 N 134.


Однако в комплекте документов по данной декларации разрешительные документы отсутствовали. В графе 44 электронной декларации сведения о разрешительных документах не даны. Копии каких-либо документов, подтверждающих массовую долю ацетона в декларируемом очистителе, в электронных документах по вышеуказанной декларации также отсутствовали.
В связи с выявленным нарушением в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции сослался на неправильную квалификацию вмененного обществу состава административного правонарушения.
Разделом 2.12 Перечня товаров утвержден список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии, содержащий в пункте 383 ацетон (60% и более).
В этом же разделе отражено, что концентрация веществ, указанных в данном Перечне, определяется исходя из массовой доли вещества в составе смеси (раствора).
Кроме того, Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрено, что деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежит лицензированию и осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации. Нормами вышеуказанного Закона предусмотрено, что перечень данных веществ утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.98 N 681 ацетон включен в список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV).
Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм и с учетом того, что спорный товар включен в Перечень товаров, перемещение которых допускается на основании лицензии, общество должно было получить разовую лицензию, выдаваемую уполномоченным государственным органом государств - участников Таможенного союза (в Российской Федерации - Министерство промышленности и торговли) при превышении в спорном товаре установленного уровня концентрации ацетона.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума ВС РФ N 18, при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.
Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В данном случае таможня установила, что при декларировании товара в декларации общество указало недостоверные сведения о товаре (не отразило информацию о содержании ацетона), тогда как именно эти сведения могли послужить основанием для неприменения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом ввоз спорного товара сопряжен с его декларированием.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно указал на то, что таможенный орган был вправе применить специальную норму административного права - часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Также хочется отметить ситуации, в которых декларант формально исполняет свою обязанность и представляет сертификаты соответствия на товар, ввозимый на территорию Таможенного союза, вместе с тем таможенные органы указывают на их недействительность и привлекают декларанта к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Примером таких случаев могут послужить следующие дела.

Суды установили, что обществом ввозился товар - "игрушки, предназначенные для игровых целей, для детей старше трех лет, страна отправления/происхождения Китай/Китай".
Поскольку данный товар включен в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек", утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.01.13 N 11, при его декларировании необходимо наличие сертификатов соответствия.
Указанные сертификаты были представлены, однако декларант не учел, что на момент представления таможенной декларации в законодательстве, регулирующем этот вопрос, произошли изменения.
Так, решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.11 N 798 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", вступивший в силу с 1 июля 2012 года. Пунктом 3.2 данного решения предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления его в силу, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования названного решения, действительны до окончания срока их действия.
Суды, установив, что в рассматриваемых случаях таможенные декларации поданы обществом после истечения срока, указанного в пункте 3.2 решения N 798 (15 февраля 2014 года), пришли к выводу о том, что представленные заявителем сертификаты соответствия являются недействительными и не могут подтверждать соответствие ввозимого товара обязательным требованиям технического регулирования в Таможенном союзе, установленным ТР ТС N 008/2011 (дела N А56-64483/2014 и А56-64481/2014).

В заключение проведенного анализа рассмотрения арбитражными судами Северо-Западного федерального округа споров, связанных с применением статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо отметить единообразие толкования норм таможенного законодательства, что позволяет как таможенным органам, так и декларантам, ориентируясь на сложившуюся в регионе практику, решать спорные ситуации при декларировании товаров во внесудебном порядке.
Кроме того, в настоящий момент на территории Таможенного союза сформировалось новое объединение - Евразийский экономический союз. При этом к данному Союзу, кроме Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, присоединилась Республика Армения, а также одним из потенциальных участников и членов Союза является Кыргызская Республика (Республика Киргизия).
В соответствии со статьей 101 Договора о Евразийском экономическом союзе <16> до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.09.


<16> Подписан в г. Астане 29 мая 2014 года.


Полагаем, что выработанная в Арбитражном суде Северо-Западного округа практика послужит не только ориентиром для новых участников Союза, но и в будущем при разработке и принятии единого Таможенного кодекса Евразийского экономического союза повысит качество нового Кодекса, что приведет к увеличению товарооборота между странами.

Петербургский правовой портал