20.06.08

Ставка на персонал

Десять лет назад на Юго-Восточной магистрали была создана экспедиторская компания ООО «Фирма «Трансгарант». О становлении фирмы, которая превратилась во вторую в России по величине парка подвижного состава операторскую компанию, а её собственником стала Транспортная группа FESCO, рассказывает вице-президент по железнодорожному дивизиону Транспортной группы FESCO Сергей Гущин, возглавляющий «Трансгарант» с момента основания на протяжении 9 лет.

– С чего начиналась работа компании?

– Компания «Трансгарант» была создана 10 лет назад. Сначала она вела только экспедиторскую деятельность на Юго-Восточной магистрали, обеспечивала работу грузоотправителей и гарантировала оплату тарифа железной дороге. В 1999 году один из учредителей компании Дмитрий Швечиков предложил обзавестись собственным подвижным составом, и мы начали постепенно приобретать вагоны самых разных типов для перевозки окатышей, серы, угля. Причём начинали со старого парка, который приходилось восстанавливать. Тогда это всё было недорого, поскольку особенных стимулов к операторскому бизнесу не было.

Вот видите, на столе стоит чаша с окатышами. Это как во Франкфурте-на-Майне в холле биржи выставлены предметы, с которых начинался этот крупнейший финансовый институт – солдатская вилка, кусок хозяйственного мыла и пачка американских сигарет, – так и содержимое этой чаши символизирует начало нашего бизнеса: перевозки железорудного сырья в специализированных вагонах-окатышевозах. Кстати, «Трансгарант» до сих пор остаётся обладателем самого большого (более 3 тыс. единиц) в стране парка таких вагонов.

– В прошлом году «Трансгарант» вошёл в Транспортную группу FESCO. Кто кого нашёл? Торговый флот – железнодорожников или наоборот?

– Когда «Трансгарант» входил в состав группы компаний «Северстальтранс», у него была только одна возможность для развития – объединиться с другими железнодорожными операторами. Однако в 2006 году в ходе форума «Стратегическое партнёрство 1520» в Сочи пришло решение объединиться с компанией, представляющей морские перевозки, – ОАО «Дальневосточное морское пароходство», чтобы предоставлять клиентам услуги в области мультимодальных перевозок.

– Что может принести компании «Трансгарант» участие в бизнесе FESCO? Расширение бизнеса, выход на внешний рынок? Пользование агентской сетью?

– Компания в рамках Транспортной группы FESCO к своему традиционному бизнесу добавила новое направление – контейнерные железнодорожные перевозки, поскольку сама группа в основном специализируется именно на контейнерных грузах.

Объединение принесло и новые возможности. Прежде всего претерпела определённые изменения стратегия. Если раньше «Трансгарант» строил планы на два-три года, то теперь их можно строить на десятилетие.

Кстати, помимо контейнерных перевозок, «Трансгарант» будет развивать новые инфраструктурные проекты. Пару лет назад в Хабаровске был приобретён старый склад ещё советской постройки, в него начали вкладывать средства. В итоге уже сейчас это модернизированный складской комплекс на 5 тыс. кв. м с возможностью развития до 30 тыс. Этот проект, кстати, правительство Хабаровского края внесло в генеральный план развития Дальневосточного региона. У «Трансгаранта» готовится проект строительства транспортно-логистического центра в Московской области, есть аналогичные идеи на Восточно-Сибирской, Южно-Уральской и Юго-Восточной железных дорогах.

– Что, в свою очередь, может получить FESCO?

– Напомню, Транспортная группа FESCO была создана на базе Дальневосточного морского пароходства – одного из крупнейших и старейших транспортных предприятий России. Рыночная капитализация FESCO, по данным биржи РТС, на середину июня 2008 года составляет $2,79 млрд.

«Трансгарант» вошёл в FESCO, и в результате в стране создана крупнейшая мультимодальная компания, в которой «Трансгарант» является базовым железнодорожным оператором, отвечающим за весь железнодорожный бизнес.

По плану FESCO «Трансгарант» должен стать сильнейшим независимым оператором в сегменте контейнерных железнодорожных перевозок.

– А каков общий парк подвижного состава компании?

– У Транспортной группы FESCO 18000 универсальных и специализированных вагонов. Из них около 16000 – у «Трансгаранта» и порядка 70% от этой цифры – собственный подвижной состав. В настоящее время по размеру вагонного парка «Трансгарант» – вторая компания в сегменте частных грузовых операторов России. Помимо окатышевозов, есть полувагоны, нефтебензиновые цистерны, платформы, крытые вагоны и т.д. Такой диверсифицированный парк позволяет иметь сбалансированный, не подверженный сезонным спадам бизнес в перевозках. Кроме того, наличие вагонов разного типа позволяет работать во многих отраслях экономики: энергетике, металлургии, химической, нефтеперерабатывающей. Это, в свою очередь, снижает риск конъюнктурных спадов, а всё в целом предстаёт фактором конкурентоспособности.

– В чём, на ваш взгляд, ещё заключаются конкурентные преимущества «Трансгаранта»?

– Принципы строгой отчётности (в том числе финансовой – «Трансгарант» уже 4 года составляет её по международным стандартам) и ответственности перед заказчиком, а также профессионализм сотрудников и использование современных информационных технологий позволяют предоставлять клиенту качественное и надёжное обслуживание. Как обычно говорят клиенты: «С вами приятно работать». Прежде всего успех предприятия зависит от квалификации и компетенции персонала, который всесторонне изучает запросы грузоотправителей – от крупных сырьевых производителей до мелких, розничных. Перед сотрудниками я всегда ставил и ставлю задачу бороться не за тонно-километры, а за частичку души каждого клиента.

– Наличие приватного парка добавило проблем? Как компания ремонтирует свой подвижной состав?

– Наличие собственного парка, безусловно, прибавляет проблем, но в то же время появляется дополнительный интерес в бизнесе. Когда были экспедиторами, было проще: договор заключили, работу выполнили – заработали. А вот когда взяли в собственность парк, потребовалось следить за его техническим состоянием, вовремя ремонтировать. «Трансгарант» заинтересован в участии в аукционах ОАО «РЖД» по продаже вагоноремонтных депо. Группа уже имеет собственные пункты подготовки вагонов. Но выполнить ремонт в объёме деповского или капитального эти пункты, конечно, не могут.

– В собственности компании находятся 5 магистральных и 2 маневровых тепловоза. Почему компания решила обзавестись собственным парком тягового подвижного состава?

– Сегодня ряд операторских компаний демонстрирует желание активно развиваться в сфере собственной локомотивной тяги. Что касается FESCO, и в частности «Трансгаранта», пока мы лишь обозначили своё присутствие в этом сегменте бизнеса. Мы рассматриваем и анализируем, что можно получить с помощью инструмента локомотивной тяги. В настоящее время и тарифы, и условия перевозок построены таким образом, что собственные локомотивы выгодно эксплуатировать лишь с собственными вагонами и на небольших полигонах. Мы считаем, что к решению задачи по организации собственных поездных формирований рынок пока не готов.

– Какова география транспортной работы FESCO? По каким мотивам идёт выбор заказчиков?

– Большим преимуществом группы является федеральный масштаб перевозок. FESCO работает на всех железных дорогах России, а также на территории стран СНГ и Балтии.

В прошлом году грузооборот железнодорожных перевозок достиг 32 млрд ткм, объём погрузки превысил 21 млн тонн. Доля объёмов перевозки составляет 5% от погрузки всех собственников. «Трансгарант» начинал с перевозок специализированных и генеральных грузов. Однако затем очень перспективным бизнес-направлением оказались перевозки для небольших клиентов. Во многом благодаря работе на рынке розничных перевозок (отправка одного или двух вагонов) в портфеле компании появилось более пятисот клиентов из самых различных отраслей.

Динамично развивается и бизнес на контейнерном направлении. «Русская Тройка» (СП ДВМП и РЖД) постоянно не менее чем на 20% увеличивает объём контейнерных отправок, а «Трансгарант», начав заниматься контейнерными перевозками в июле 2007 года, уже сформировал 12 ускоренных контейнерных поездов, а в планах этого года – организовать ещё 15.

– Как основной игрок транспортного рынка оценивает вашу работу?

– Я отмечу лишь несколько премий, которые мы получили в последнее время: в 2006 году «Трансгарант» был признан лучшим партнёром ОАО «Российские железные дороги» среди операторов железнодорожного подвижного состава. В 2007 году диплом «Партнёр ОАО «РЖД». Лучшая компания в смежном виде транспорта» получило ОАО «ДВМП».

– Учитывает ли FESCO в планах своего развития утверждённую Правительством РФ «Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»?

– На мой взгляд, наша миссия созвучна задачам «Стратегии 2030». Это и увеличение степени прозрачности нашей деятельности, и повышение эффективности работы, и предоставление клиентам качественных транспортных услуг, и развитие инфраструктурных проектов. Она звучит так: «Компания стремится стать лидером транспортной отрасли России, помогая нашей стране занять достойное место в мировой транспортной системе».

«Гудок», 20.06.2008