02.02.26

​Стоять за свое: Словакия сохранит закупки ядерного топлива из РФ

Братислава не намерена разрывать контракт с Москвой на поставки топлива для атомных электростанций, заявил «Известиям» вице-спикер парламента Словакии Тибор Гашпар. Впрочем, по его словам, страна работает над диверсификацией поставок. Тем временем Еврокомиссия планирует запретить импорт российских ядерных материалов. Эксперты считают, что некоторые государства, скорее всего, смогут выторговать для себя исключения. Подробнее — в материале «Известий».

Словацкие закупки ядерного топлива

После утверждения запрета на закупку российского газа с 2027 года Еврокомиссия сообщила о подготовке аналогичных мер в отношении ядерного топлива. Представитель ЕК выразила надежду, что решение будет принято в ближайшее время. Опубликованная в мае прошлого года дорожная карта Европейского союза предусматривала прекращение действия контрактов по поставкам ядерных материалов из РФ.

Словакия не планирует внезапно разрывать соглашение с Россией на поставки топлива для АЭС, заявил «Известиям» вице-спикер парламента Тибор Гашпар.

— Действующий контракт на поставку ядерного топлива — результат долгосрочных технических решений и договоренностей в сфере безопасности, и его внезапное прекращение могло бы поставить под угрозу стабильность производства электроэнергии. Поэтому Словакия действует прагматично — параллельно работает над диверсификацией поставщиков ядерного топлива, но при этом обеспечивает безопасную и бесперебойную работу атомных электростанций. Решения в этой сфере должны основываться на профессиональных, а не идеологических критериях, — ответил Гашпар на вопрос «Известий».

Подразделение госкорпорации «Росатом» ТВЭЛ и словацкая национальная электрогенерирующая компания Slovenské elektrárne подписали соглашение о поставках топлива для АЭС в 2019-м. Спустя пять лет Братислава воспользовалась возможностью продления договора до 2030 года.

Атомные станции имеют крайне важное значение для словацкой экономики, поскольку вырабатывают половину электроэнергии в стране. В стране сейчас действуют пять атомных реакторов на двух АЭС, построенных с участием специалистов из СССР и РФ — «Моховце» в центре страны и «Богунице» на западе. Топливо для обеих поставляет Россия.

В июле 2024 года власти Словакии подписали крупный долгосрочный контракт с французской компанией Framatome на закупку топлива для реакторов ВВЭР-440. Первые поставки ожидаются в 2027-м.

Пытаются в стране договориться и с американскими компаниями: в августе 2023 года было заключено соглашение с Westinghouse на лицензирование и поставку топливных сборок для словацких АЭС. В 2025-м Братислава объявила о намерении привлечь Westinghouse к строительству нового энергоблока на АЭС «Богунице», сейчас готовится межправительственное соглашение с Вашингтоном. Этот вопрос обсуждал с Дональдом Трампом премьер Словакии Роберт Фицо во время визита в США в январе. Причем Фицо выразил сожаление, что из-за санкций ЕС нельзя привлечь партнеров из России и ее технологии к развитию атомной энергетики в стране.

— Теоретически Словакия может выбрать что-то другое. Американские и европейские компании разрабатывали топливо, которое подходит к реакторам российского-советского дизайна, — сказал «Известиям» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Но, по словам эксперта, такой вариант будет менее выгодным, чем дальнейшая работа с «Росатомом». Комплексное сотрудничество — строительство, обслуживание АЭС и поставки ядерного топлива — всегда гораздо дешевле, чем переход на другого поставщика.

Планы ЕС по отказу от российских поставок

Словакия — одна из стран ЕС, атомная отрасль которых была создана при поддержке СССР и России. В 2023 году РФ обеспечила 38% поставок обогащенного урана и около 23% природного урана для объединения. В Евросоюзе сейчас функционирует 101 ядерный реактор, из которых 19 — советские ВВЭР (водо-водяные энергетические реакторы), они находятся в Венгрии, Словакии, Чехии, Болгарии и Финляндии.

При этом Венгрия не просто сохраняет сотрудничество с Россией, но даже развивает его: страны совместно возводят АЭС «Пакш-2». Будапешту удалось добиться исключения этого проекта из-под санкций. По последним заявлениям, заливка первого бетона запланирована на февраль.

Сохраняет связи и Франция: в 2018-м «Техснабэкспорт» и Electricite de France подписали контракты о переработке французского регенерированного урана из отработавшего ядерного топлива. В ноябре 2025 года агентство AFP сообщило, что страны возобновили операции по вывозу отработавшего французского ядерного топлива на российские атомные предприятия для его повторной переработки.

Напротив, Болгария, Чехия и Финляндия практически полностью отказались от поставок ядерных материалов из России. София в 2024-м решила разорвать контракт с Москвой, вместо этого АЭС «Козлодуй» перешла на американское и французское топливо. Чешские станции «Темелин» и «Дукованы» также заключили контракты с «Westinghouse» и «Framatome». Значительная часть топлива в реакторах финской атомной станции «Ловииса» теперь имеет западное происхождение.

Самыми активными сторонниками отказа от российского ядерного топлива выступили Германия, Польша и страны Балтии. Берлин отключил последние АЭС в 2023-м, Варшава пока только планирует создать свою атомную станцию, а Игналинскую АЭС Вильнюс остановил в 2009 году.

Политически Евросоюзу важно найти относительно чувствительные для санкций сферы деятельности Москвы. Конкретные сроки введения рестрикций против атомной отрасли РФ будут сильно зависеть от состояния украинского конфликта и экономики самих стран ЕС. Кроме того, в союзе есть по крайней мере две страны, от которых можно ждать серьезных возражений: Венгрия, где «Росатом» строит энергоблоки «Пакш-2», и Франция, энергетический баланс которой завязан на атомную энергию (около 70% электрогенерации). Об этом «Известиям» рассказал старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Егор Сергеев.

— В ближайшей перспективе я не исключаю принятия какого-то декларативного, рамочного решения в этой области, которое, однако не будет ставить жесткие юридические условия, — прогнозирует эксперт.

Сергеев считает, что в отдаленной перспективе возможно создание более серьезного ограничительного режима, но, скорее всего, как это часто бывает в практике Евросоюза, с наличием оговорок и исключений, касающихся энергетической безопасности отдельных рынков. К слову, премьер Словакии Роберт Фицо предупреждал, что будет блокировать любые санкции ЕС против России, если они наносят урон национальным интересам его страны.

Напомним, что когда в 2022-м принималось решение о запрете импорта российской нефти, исключение было сделано для поставок по нефтепроводу «Дружба» для Венгрии, Германии, Словакии, Польши и Чехии. Сейчас закупки продолжают лишь Будапешт и Братислава.

Стоит отметить, что в 2024 году на тот момент президент США Джо Байден подписал закон, запрещающий импорт российского урана, сохранив исключения до 2028-го для предприятий, которые будут вынуждены остановить ядерные реакторы после прекращения поставок из РФ. Москва в ответ ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в Штаты.

Прагматизм Словакии и Венгрии показывает, что полное выдавливание России с атомного рынка Европы пока невозможно без катастрофических убытков для самого ЕС. Для бюджета РФ это означает сохранение стабильного канала экспорта высокотехнологичной продукции как минимум до 2030 года.

Известия