18.12.09

Стратегия логистического хаоса

16 декабря в Смольном состоялось Совещание Транспортного Совета при Правительстве Санкт-Петербурга, на котором были рассмотрены предложения и замечания к актуализированной Стратегии развития транспортно-логистического комплекса (ТЛК) Санкт-Петербурга.

Среди задач, поставленных при разработке Стратегии, принятой в июле 2007г., значился прогноз различных вариантов развития ТЛК Санкт-Петербурга. Судя по тому, что в документ пришлось вносить изменения, возможность кризиса в прогнозную часть заложена не была. Иначе зачем вдруг потребовалось пересматривать принятые совсем неавно планы? Что вообще скрывается за формулировкой “актуализация”, на что изменилась мода? Где недоглядели? В чем опростоволосились?

Как пояснил в ходе совещания председатель комитета по транспортно-транзитной политике города Николай Асаул, представленную Стратегию можно считать первым “драфтом”. При этом чиновник выразил надежду, что документ будет утвержден на заседании городского правительства уже в январе 2010г.

Решение обновить Стратегию развития ТЛК Санкт-Петербурга, по слова главы КТТП, было вызвано тем, что она во многом уже себя исчерпала – часть положений выполнена досрочно, а часть нуждается в корректировке в связи с изменившимися экономическими условиями.

Отметим, что времени на актуализацию Стратегии было затрачено немного. Открытый конкурс на оказание услуг по разработке документации по актуализации и детализации Концепции развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга с учетом новых положений документов территориального планирования и градостроительного зонирования Санкт-Петербурга был объявлен в сентябре 2009г. Принять участие в работе по актуализации документа изъявила желание только одна организация – Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ), который и являлся автором изначального варианта Стратегии.

Конкурс был признана несостоявшимся, но при этом было принято решение обязать заказчика заключить контракт с единственным участником, подавшим заявку, на условиях и по цене контракта, которые были предусмотрены заявкой, а цена по лоту значилась 2 млн руб.

Судя по вчерашним слушаниям, какие-либо препоны для утверждения обновленного документа отсутствуют. Ярых антагонистов у актуализированной Стратегии не нашлось. Против цифр, представленных на суд транспортного вече, никто не выступил – если не похвала, то одобрение и желание сотрудничать. Незначительные ремарки из серии “не забыть про опасные грузы” – не в счет.

Отсюда традиционный вопрос всех школьных и студенческих аудиторий – у вас нет вопросов, потому что вам все понятно или, наоборот, требуется начинать с азов? А может быть вовсе ну ее, эту стратегию? Есть – и хорошо. Будем оставаться единственным субъектом РФ, кто имеет такой фолиантик, у других ведь ничего подобного нет. Областной комитет по развитию транспортной инфраструктуры, правда, тоже что-то из себя пытается выдавить, не сам, конечно, а с помощью того же НИПИ ТРТИ. Как бы потом не пришлось эти две Стратегии объединять в одну, санкт-петербургский транспортный узел ведь не заканчивается за пределами кольцевой автодороги.

Интересно, что одной из причин, которые послужили катализатором актуализации документа, стало то, что предыдущая стратегия, как оказалось, была “бессрочная”. Теперь же она гордо именуется “Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга до 2030г”. Тридцатый год, как выяснилось, возник в связи с тем, что документ надо было состыковать с федеральными программами развития транспортной отрасли. Кроме этого, теперь в Стратегии отдельно обозначены 2015 и 2025 гг. – для соответствия формату городских документов.

Отсюда и прогнозы. Согласно целевым показателям развития ТЛК Санкт-Петербурга, в 2015г. грузооборот контейнерных грузов в Большом порту Санкт-Петербург достигнет 4,1 млн TEU, а в 2030г. – 6,3 млн TEU. Среднее время пребывания контейнера в петербургском порту должно сократиться с нынешних 7 дней до 1-2 суток в 2030г. Грузооборот ро-ро грузов к 2015г. ожидается на уровне 5 млн т., а к 2030г. – 6,3 млн т.

Стоит ли доверять подобным выкладкам? Наверно, настолько же, насколько и цифрам двухгодичной давности. А многие ли из них оправдались?

Согласно прежним прогнозам (докризисным), к 2015г. грузооборот контейнерных грузов в Большом порту (с учетом доли контейнеров, перерабатываемых на терминально-складских комплексах города) должен был составить только 3,1 тыс. TEU. Теперь же 2015 год решили встретить с показателем 4,1 тыс. TEU. По предыдущим планам, грузов типа ро-ро в порту к 2015г. должно обрабатываться 2,5 млн т., теперь в этой графе красуется цифра 5 млн т. Откуда взялся такой заряд оптимизма, неясно. К тому же, как заявил вчера заместитель генерального директора ЗАО “НИПИ ТРТИ” Рубен Тертерян, своего дна кризис должен достичь только в 1 квартале 2010г., поэтому не следует воспринимать традиционный предновогодний рост переработки грузов в порту за начало подъема.

В целом же, для правительственных отчетов о том, что КТТП не зря ест свой хлеб, документ вполне годится. Теперь в течение длительного времени можно говорить о стахановских достижениях по актуализации документа, также как раньше приходилось внимать трудовым гимнам о принятии Стратегии.

SeaNews 17.12.09