26.02.20

Сырье порвут на российский флаг

Правительство планирует заставить компании возить нефть и газ судами РФ.

Как выяснил “Ъ”, правительство вернулось к идее обязать нефтегазовые госкомпании использовать для экспорта суда под российским флагом. Вице-премьер Юрий Борисов по итогам Морской коллегии 19 февраля дал поручение проработать вопрос, а также подумать над внесением соответствующих правок в документы стратегического планирования. Эксперты считают, что речь может идти только о новых проектах, причем нужны стимулы для регистрации и строительства судов в России.

Как стало известно “Ъ”, в ходе Морской коллегии под председательством вице-премьера Юрия Борисова 19 февраля Минтранс предложил обязать нефтегазовые госкомпании РФ привлекать российский флот для перевозки экспортных грузов и эксплуатации шельфовых месторождений. По идее Минтранса, нужно включить в документы стратегического планирования возможность директивных указаний госкомпаниям по включению в договоры продажи энергоресурсов преимущественного права привлекать российский флот для их перевозок.

Как следует из проекта протокола по итогам коллегии, Минэкономики, Минэнерго, Минприроды и Минсельхоз должны проработать соответствующее предложение и доложить до 1 апреля. К 15 апреля они должны «проработать целесообразность и обеспечить внесение изменений», предусматривающих закрепление грузовой базы за судами под флагом РФ, в ряд стратегических документов: стратегии развития энергетики, социально-экономического развития, экономической безопасности, развития минерально-сырьевой базы, развития судостроительной промышленности и другие.

В аппарате Юрия Борисова “Ъ” сообщили, что протокол пока не подписан, но «планируется, что эти пункты должны в него войти». В заключительном слове 19 февраля господин Борисов называл идеи Минтранса «обоснованными и убедительными». «Мера откровенно протекционистская, но, видимо, пришло время и для таких мер»,— отмечал вице-премьер.

В «Роснефти», «Газпроме» и «Газпром нефти», а также в министерствах “Ъ” не ответили. В крупнейшей в России судоходной компании «Совкомфлот» заверили, что поддерживают инициативу Минтранса и «такой подход соответствует мировой практике».

В самом Минтрансе “Ъ” не смогли пояснить, какой процент грузов может быть принудительно закреплен за флотом под флагом РФ, а также когда меры могут вступить в силу. В министерстве отметили, что до поступления протокола Морколлегии не готовы это комментировать.

Год назад Минтранс предлагал обязать госструктуры и все компании, получающие господдержку, экспортировать до 50% грузов под флагом РФ (см. “Ъ” от 30 января 2019 года). Сейчас в качестве примера «здорового протекционизма» в Минтрансе указывает на поправки, внесенные в Кодекс торгового мореплавания в конце 2017 года, закрепляющие за судами под флагом РФ каботаж, перевозки нефти, газа и угля на Севморпути.

Однако правительству уже пришлось давать исключения для судов НОВАТЭКа, поскольку нужного числа газовозов под российским флагом нет (см. “Ъ” от 19 марта 2019 года). Кроме того, изменения затрудняли реализацию проекта «Сахалин-1», на что жаловалась американская ExxonMobil (см. “Ъ” от 24 июля 2019 года). 18 февраля Госдума приняла законопроект, дающий правительству право разрешать привлечение судов под иностранным флагом в случае отсутствия таковых под российским.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев признает, что развитие отечественного флота — одна из задач обеспечения национальной безопасности. Интенсификация освоения Арктической зоны является очень удачным плацдармом, так как здесь создается новый рынок транспортных услуг, формирование которого может быть с самого начала определено на новых условиях, отмечает эксперт. Вместе с тем, добавляет он, помимо директивных изменений в документах стратегического планирования необходимо создать экономически привлекательные условия как для строительства судов на российских верфях, так и перевода судов российских судовладельцев под флаг РФ.

Коммерсантъ