08.06.11

Таможенные брокеры предлагают снизить госконтроль в таможенном деле и взять часть функций на себя

Таможенные брокеры предлагают снизить госконтроль в таможенном деле и взять часть функций на себя. Участники рынка и эксперты уверены, что саморегулирование позволит уменьшить уровень коррупции на таможне и избавиться от "серых" схем.

Идея перевести таможенных представителей, или брокеров, на саморегулирование обсуждалась в Петербурге на выездном заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, на котором присутствовали представители бизнеса в сфере таможенных услуг.

Пока же саморегулируемые организации (СРО) действуют в строительной, оценочной, аудиторской, рекламной сферах, а также в области ценных бумаг и арбитражных управляющих.

Как рассказал зампредседателя комитета, глава подкомитета по таможенному регулированию Александр Коган, государство готово передать часть функций участникам рынка.

При этом финансы и нормотворчество останутся в ведении Федеральной таможенной службы (ФТС).

"Саморегулирование - это не просто допуск на рынок. Это коллективная ответственность с тем, чтобы сами СРО чистили ряды от недобросовестных участников рынка и при случае отвечали за них рублем", - добавил он.

Правда, депутат тут же оговорился, что Госдума скоро примет законопроект, вводящий уголовную ответственность за создание фирм-однодневок, в связи с чем "желающих будет мало" и солидарная ответственность уже "не так актуальна".

Как сообщила Firstnews эксперт в сфере таможенного законодательства, доцент СПбГУ Вильгельмина Шавшина, в верхнюю палату уже поступило несколько предложений, которые предстоит собрать в один законопроект.

Представители таможенного бизнеса уверены, что СРО нужны – в первую очередь потому, что этот статус позволяет быстрее донести свои претензии до правительства и вносить поправки в законодательство. В частности, государство должно передать право формирования реестра компаний-брокеров непосредственно СРО.

То есть попасть в него сможет только та фирма, которая является членом СРО и за которую остальные участники рынка могут поручиться. Кроме того, СРО будет разрабатывать общие стандарты и следить за единой ценовой политикой, поскольку многие брокеры пользуются монопольным положением на некоторых постах и завышают цены.

Представитель ФТС, начальник аналитического управления Владимир Ивин объяснил, что таможенники уже обращались в Минфин и Минэкономразвития с просьбой ввести ценовое госрегулирование среди фирм, помогающих оформлять декларации, однако им отказали.

Статус СРО обяжет компании создать компенсационный фонд, который будет, например, возмещать ущерб импортерам, понесшим убытки из-за действий брокера. Общая "копилка" также может помочь компаниям заплатить таможенные платежи, в случае если те на это сами не способны. А в случае возникновения споров СРО предстанет в качестве третейского судьи.

Бизнесмены не преминули пожаловаться и на высокий страховой взнос для таможенных декларантов "за обеспечение деятельности", который сегодня составляет 1 млн. евро.

По мнению члена совета Национальной ассоциации таможенных брокеров, директора ростовской управляющей компании ЗАО "Тамга" Валерия Болюченко, его следовало бы сократить до 20 млн. рублей, причем деньги, по убеждению бизнесмена, СРО должна собирать сама. Впрочем, законодатели и таможенники идею бизнесмена не прокомментировали.

Таможня не дает добро на строительство терминалов

Брокеры также настаивают на том, чтобы СРО смогла участвовать в реорганизации и ликвидации терминалов, которая для бизнеса стала больным вопросом. По данным ФТС, только в этом году было ликвидировано 184 поста и реорганизовано 13 таможен. Брокеры жалуются, что это приводит к загруженности терминалов и в конечном итоге - к подорожанию товара для потребителя. По словам исполнительного директора Американской торговой палаты в Петербурге Марины Чернобровкиной, многие западные компании узнали о закрытии таможенных терминалов на Северо-Западе за несколько дней и были вынуждены экстренно менять маршрут, что вылилось в миллионные убытки. Бизнес не раз предлагал ФТС разрешить частные инвестиции в строительство и развитие инфраструктуры терминалов, однако в ведомстве отказывали. Таможенники мотивировали это тем, что посты должны находиться на территории и в зданиях, принадлежащих государству.

Эксперты международной юридической компании DLA Piper предлагают создать смешанную СРО, куда войдут таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов временного хранения товаров и магазины беспошлинной торговли. Принимать туда будут те компании, у которых нет задолженности по таможенным платежам.

По мнению советника по вопросам таможенного права компании Марины Лякишевой международной юридической компании DLA Piper, снижение госучастия в таможенной сфере приведет к уменьшению коррупции на таможне.

"Пока наиболее готовы к созданию СРО таможенные представители. Со стороны ФТС к ним сложилось довольно странное отношение – брокеры, которые доносят политику таможенных органов до своих клиентов, якобы являются коррумпированными посредниками между таможней и бизнесом. Сейчас реестр брокеров формирует ФТС, и если те не подчиняются ее условиям, их могут попросту исключить из реестра. А если брокеры будут попадать в реестр по решению СРО, независимо от таможенных органов, уровень коррупции снизится", - полагает эксперт.

Представитель Северо-Западной ассоциации транспортно-логистических комплексов Игорь Щипцов рассказал Firstnews, сославшись на данные ФТС, что еще два года назад до 70 % перевозок в отдельных регионах проходило по серым схемам. Сейчас, по его словам, "серых" брокеров на рынке стало меньше в связи с ужесточением правил регистрации.

firstnews.ru