02.09.10

Таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни отмечает 18-летие

В октябре 1993 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия «О пунктах пропуска через таможенную границу», которым стороны открыли на таможенной границе между Республиками железнодорожный и автомобильный пункт пропуска, говорится в сообщении Пресс-службы ФТС РФ.

Так Приказом ГТК России от 14.08.1992 г. № 351 «О создании таможенных органов» был создан таможенный пост «Адлер» с подчинением его Сочинской таможне. Следует отметить, что это первый пост, который появился в структуре таможни. Руководил постом в то время полковник таможенной службы Александр Васильевич Козлов. Было нелегко, но все, начиная от простого инспектора и заканчивая начальником, приложили усилия и старания в деле становления таможенного поста МАПП Адлер.

Задачи, которые стоят перед сотрудниками поста, нелегки:

- борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей;

- бесперебойное оформление физических лиц, товаров и транспортных средств;

- выполнение плановых заданий по пополнению федерального бюджета.

Открытый в 1992 году пункт пропуска начинал свою работу в вагончиках и под открытым небом, и на сегодняшний день ситуация коренным образом не изменилась. Но если в 1993 – 1997 годах через пост в среднем перемещалось 100,5 тысяч транспортных средств в год, то к 2009 году эта цифра выросла до 921 тысячи, а это девятикратный рост. Пик приходится на летние месяцы, когда туристы со всей России следуют на своих транспортных средствах на отдых в Абхазию. Так в июле этого года по состоянию на 27 число в зоне деятельности поста уже переместилось 85 тысяч транспортных средств, а это 3150 машин в сутки. Простые арифметические расчеты показывают, что каждую минуту в пункт пропуска, как со стороны Абхазии, так и из России заходит одно транспортное средство, независимо от его вида, это может быть и экскурсионный автобус, которых в утренние часы только в направлении Абхазии перемещается более 50 единиц, и большегрузный автомобиль с товаром, которых в течение суток перемещается до 100 единиц в одном направлении. И здесь стоит отметить, что расчетная пропускная способность пункта пропуска составляет всего 650 транспортных средств в сутки.

При этом на пропускную способность в значительной мере влияет:

- недостаточное количество полос движения в пункте пропуска и перед ним (по одной в каждом направлении);

- отсутствие необходимого количества мест таможенного оформления и пограничного контроля автотранспорта, связанное с фактическим отсутствием свободных площадей в пункте пропуска;

- невозможность разделения потоков транспортных средств в пункте пропуска по их видам (грузовые – с товаром и порожние, автобусы, легковые);

- значительные временные затраты, связанные с внесением в базу данных пограничной службой паспортных сведений в отношении всех перемещающихся физических лиц в ручном режиме, без применения специальных считывающих устройств;

- невозможность применения принципа «Одна остановка – прохождение всех предусмотренных видов контроля», из-за фактического отсутствия свободных территорий;

- отсутствие свободных полос движения, для выведения на них транспортных средств, в отношении которых требуется дополнительный контроль.

Еще в августе 2007 года, в дни пиковых нагрузок, должностными лицами Южного таможенного управления был осуществлен мониторинг таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на таможенном посту МАПП Адлер, по результатам которого был сделан однозначный вывод, что пропускная способность автомобильного пункта пропуска МАПП Адлер себя исчерпала.

Что касается пешеходного направления, то со стороны таможни никаких сдерживающих факторов нет. Здесь все зависит от работы пограничной службы, но и на данном направлении их возможности ограничены всего 16 кабинами паспортного контроля, по 8 в каждом направлении, что даже с учетом «реверса», это когда часть кабин с выезда переводится на работу на въезд, и наоборот не может снять проблему 30 тысячного ежесуточного потока лиц.

Помимо проблемы очередей существует проблема условий, в которых люди стоят в этих очередях. И если перед пунктом пропуска одна полоса движения, в которой стоят и чадящие грузовики, и легковые машины, а на пешеходном направлении кроме навеса от солнца при 40 градусной температуре в тени ничего нет, то естественно кроме раздражения и негодования со стороны людей пересекающих границу мы ничего не увидим.

Но даже в самые напряженные дни летнего сезона автотранспортные средства перед пунктом пропуска простаивают в очереди не более 5 часов. Несомненно, и эта цифра звучит ужасающе, но в настоящее время исправить подобную ситуацию Сочинская таможня не в силах.

Из положительных моментов стоит отметить, что в связи с вступлением России с 1 июля 2010 в таможенный союз, лицам, пересекающим границу на своем личном автомобиле не надо в обязательном письменном порядке декларировать транспортное средство. Это значительно упростило таможенное оформление, и как следствие ускорило процесс пересечения российско-абхазской границы.

Российско-абхазское сотрудничество, как во внешней торговле, так и в обычном туристическом бизнесе, в последние годы, имеет явно выраженную динамику роста и здесь единственным решением является скорейший ввод в эксплуатацию нового строящегося пункта пропуска. Он ожидается в декабре 2010 года. Итогом строительства нового МАПП Адлер будет долгожданное решение болезненной проблемы многочасовых пробок на российско-абхазской границе.

VCH.RU ; 02.09.10