20.03.08

Таможенный союз: или – или

Поскольку ключевой темой во взаимоотношениях России и Украины является вопрос оценки вероятных плюсов интеграционных процессов, необходимо провести расчеты по межотраслевым балансам и оценить прогнозы экономических показателей наших государств при разных интеграционных сценариях.

Позиция Украины является основной для Таможенного союза, потому что именно ее участие или неучастие дает львиную долю возможного интеграционного эффекта.

Ясно, что именно между Россией и Украиной существуют самые тесные кооперационные связи предприятий, причем наибольшее развитие получила кооперация в сфере машиностроения, в сфере производства высокотехнологической продукции. Вот, скажем, во взаимоотношениях России с Казахстаном кооперационные связи весьма незначительны, и эти страны главным образом выступают как конкуренты-экспортеры сырья. С Украиной же сложилась достаточно последовательная взаимодополняемость экономик, мы вместе производим значительную часть товаров с высокой добавленной стоимостью. И наши конкурентные преимущества легко дополняют друг друга.

Расчеты по межотраслевому балансу показывают, что в случае, если Украина является участником Таможенного союза или единого экономического пространства (то есть — у нас нет таможенных границ, мы не взимаем таможенные пошлины, у нас единая схема ценообразования на газ, на тепло, электроэнергию), то темпы экономического роста на Украине увеличиваются в два раза. Для России темпы экономического роста увеличиваются в полтора раза. Замечу, что в цене украинских машиностроительных изделий доля российской комплектации составляет от 30 до 80%, и следовательно, экономический рост на Украине оказывает мощный положительный эффект и на рост российской экономики. Если говорить об абсолютных цифрах, то по нашим оценкам, общий прирост валового внутреннего продукта Украины в расчете на 2015 год за счет интеграции может составить 17%, то есть Украина будет иметь ВВП на 17% больше, чем, находясь вне Таможенного союза, при сохранении нынешних отношений. Для России эффект в процентном отношении к ВВП несколько меньше.

В то же время Россия при участии Украины в Таможенном союзе и в едином экономическом пространстве, конечно, понесет некоторые потери в виде упущенной выгоды — в связи с тем, что не будет в этом случае, во-первых, взимать экспортную пошлину на газ и на нефть, и, во-вторых, не будет дискриминировать украинских потребителей по сравнению с российскими в части доступа к энергоресурсам, месторождениям полезных ископаемых. Однако расчеты показывают, что потери российского бюджета от прекращения ограничений по экспорту нефти и газа на Украину с лихвой, а именно — в десятки раз, компенсируются общим ростом экономической активности. Необходимо заметить, что эти расчеты сделаны по отношению к инерционной траектории. То есть они предполагают, что у нас сохраняются отношения двусторонней свободной торговли с изъятиями. Проблема в том, что после формирования Таможенного союза соглашение о свободной торговле между Россией и Украиной, несомненно, будет пересмотрено по той простой причине, что Россия перестанет быть субъектом переговорного процесса. Субъектом переговоров становится Таможенный союз в целом. Поэтому вопрос о пересмотре соглашения о свободной торговле, несомненно, встанет.

Важно также оценить вероятные последствия в случае, если наши стороны не договорятся.

Украина окажется за пределами отношений свободной торговли с Россией. Это будет означать, что в силу общего принципа недискриминации партнеров — а у России в этом случае будет одинаковый торговый режим с Украиной и с Европейским Союзом — она не сможет Украине предлагать никакие товары, включая энергоносители, по ценам ниже цены экспорта тех же товаров в Европейский Союз. Если же предположить, что Украине придется получать газ по европейской цене, нетрудно посчитать, что в этом случае за зоной рентабельности, то есть в убытке, окажутся отрасли украинской экономики, которые сегодня генерируют максимальную прибыль, являются локомотивами экономического роста на Украине. Это, прежде всего, металлургический, химико-металлургический комплекс, машиностроение, металлообработка — поскольку они являются очень энергоемкими. Эти отрасли по реально сложившимся техническим условиям, то есть, имея изношенное оборудование, устаревшие фонды, конечно, не смогут выдержать конкуренцию с Европейским Союзом и с другими странами в случае, если придется платить за энергию по европейской цене.

Вызванное ростом цен на энергоносители увеличение расходов по импорту очевидно вызовет ухудшение платежного баланса по украинскому экспорту примерно в два раза, по импорту — в полтора раза. Простые расчеты показывают, что в этом случае не избежать девальвации гривны. Нижняя граница — в полтора раза, верхняя — в два. И за импорт придется, соответственно, населению платить в полтора — два раза больше. Наряду с несомненным ростом цен, тарифов на коммунальные услуги, все это повлечет ухудшение уровня жизни на Украине тоже примерно в полтора раза.

То есть для Украины цена вопроса выглядит по этим расчетам достаточно понятно. В Таможенном союзе — увеличение темпов роста в два раза, вне зоны Таможенного союза — падение уровня жизни в два раза. Надо понимать, что нынешнее промежуточное состояние сохранить долго не удастся.

Таможенный союз начнет функционировать с 2011 года в полном объеме. Тогда и наступит момент «или — или». Какое именно «или» — Украине предстоит решить.

МиК; 20.03.08