17.02.11

Таможенный союз выходит на дорогу

Минтранс РФ разработал технический регламент "Безопасность автомобильных дорог", который к концу 2011 года начнет действовать на территории стран Таможенного союза — России, Белоруссии и Казахстана. Планируется, что он придет на смену существующим в этих странах нормативам по строительству, проектированию и эксплуатации дорог, включая требования к рекламным конструкциям, светофорам, разметке и уборке трасс. В Минтрансе обещают, что российские стандарты в связи с этим будут ужесточены.

На сайте Минэкономразвития опубликован проект технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", разработанный в Минтрансе РФ. Как сообщил "Ъ" замруководителя Росавтодора Николай Быстров, в конце 2010 года был утвержден перечень первоочередных нормативных документов, которые должны быть унифицированы для входящих в союз стран (России, Белоруссии и Казахстана). "Основная задача — чтобы человек, который едет из России в Белоруссию или в Казахстан, не чувствовал разницы в качестве дорог",— пояснил он.

В документе записаны требования к обочинам, рекламным щитам, установленным вдоль трасс, режиму движения на дорогах, а также предельный уровень повреждений дорожного покрытия. Документ ставит целью, по словам господина Быстрова, "переход на европейский уровень при оценке качества дорожного покрытия, по методам оценки битума и асфальта". Кроме того, будут увеличены межремонтные интервалы и сроки службы дорог. Согласно регламенту, к примеру, символы на светофоре должны быть видны ночью с расстояния 100 м, а днем — с 50 м (по действующему ГОСТу — 50 м независимо от времени суток). Новые нормативы вводятся и по замене поврежденных элементов дорожного ограждения — от одних до пяти суток в зависимости от интенсивности движения (сейчас на это дается пять суток). "Ни одно из действующих в России требований к дорогам и их эксплуатации не будет смягчено",— добавил господин Быстров.

В Минтрансе ожидают, что весной техрегламент пройдет публичные слушания, но уже сейчас в Росавтодоре находятся более 100 страниц замечаний к документу от дорожных организаций трех стран. До конца 2011 года документ вступит в силу. "Впоследствии большинство директив и цифр из него исчезнут и появятся межнациональные стандарты, на которые регламент будет ссылаться,— пояснил "Ъ" господин Быстров.— Это нужно для оперативного внесения изменений в стандарты". Часть стандартов России и Белоруссия поменяет уже в этом году — к 15 марта будет сформирован список таких документов.

"Когда несколько государств пытаются принять единый документ по дорогам, то обычно ничего хорошего не выходит. Приходится искать консенсус и в итоге за стандарт принимаются дороги той страны, которые находятся в самом плачевном состоянии,— считает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов.— В Кахастане, к примеру, за основу регламента по дорогам взят советский СНИП 30-х годов". По его мнению, использовать одни и те же стандарты для трех стран — "не очень хорошая идея". "В Бельгии и Германии, к примеру, разные стандарты существуют для разных климатических зон в рамках одной страны,— добавил он.— Во многих странах также предъявляются разные требования к дороге в зависимости от той роли, которую она играет в транспортной системе". Коммерсантъ